Владислав Санников

Вымрут ли риелторы: куда и как быстро идут технологии в недвижимости

Недвижимость Жилая недвижимость Цифровизация Прогнозы РБК
Amazon начал работать с компанией Realogy, которая занимается недвижимостью. Значит ли это, что на рынке происходят изменения, которые грозят привести к вымиранию классических агентств недвижимости и риелторов?

Вы просыпаетесь утром и первым делом просите у голосового ассистента Alexa от Amazon ежедневный отчет о состоянии счетов и расписании, затем при помощи приложения «умный дом» включаете бодрую музыку для тренировки и готовите кофе. Мы живем в мире, где технологии постоянно развиваются и делают нашу жизнь проще и эффективнее.

Под влиянием меняющихся рыночных условий и поведения потребителей происходят изменения и в сфере недвижимости. Так называемый тренд на proptech (digital-проекты на рынке недвижимости), то есть технологизацию рынка недвижимости, наблюдается в мире уже несколько лет. Если за пять лет, с 2012 по 2017 год, объем инвестиций на рынке proptech, по данным совместного исследования PwC и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), составил $11 млрд, то за один только 2018 год он достиг $6 млрд. Сам собой напрашивается вопрос: приведет ли развитие цифровых технологий к полному исчезновению профессии риелтора, которого может заменить искусственный интеллект?

Когда найдется все

В июле стало известно, что компания Amazon заключила партнерское соглашение с Realogy, которая занимается сделками в сфере недвижимости. Условия сделки не раскрываются, но ее результатом стало появление программы TurnKey, которая должна помочь покупателям недвижимости найти себе новый дом и переехать в него. В совместном пресс-релизе Amazon и Realogy заявили, что цель объединения — создать решение, которое поможет облегчить обычно стрессовый и требующий много времени процесс. Кроме того, партнерство должно помочь увеличить продажи обеих компаний.

Технология работает таким образом: через сайт TurnKey Amazon связывает покупателя недвижимости с местным агентом, аффилированным с одной из компаний сети Realogy. Сеть объединяет такие компании, как:

  • Better Homes and Gardens Real Estate (онлайн-платформа для сделок с недвижимостью):
  • Century 21 (международная сеть агентств недвижимости);
  • Coldwell Banker (международное агентство недвижимости);
  • ERA (сеть агентств недвижимости);
  • Sotheby's International Realty (международная сеть агентств, специализирующихся на элитной недвижимости).

После того как покупатель выбрал себе новый дом, Amazon помогает ему воспользоваться сервисами и найти специалистов по соседству: сборщиков мебели, «мужа на час», уборщиков и чистильщиков ковров.

Realogy снабжает новых домовладельцев бесплатной продукцией компании Amazon из серии «умный дом»: «умными» колонками Echo Dot, Echo Spot и Echo Show, а также «умным» видеозвонком Ring Doorbell. Кроме того, совместная компания предоставляет сервисы от Amazon стоимостью от $1 тыс. до $5 тыс. в зависимости от стоимости дома. Помимо перечисленных продуктов речь идет также и о предоставлении услуг по распаковке вещей, мелкосрочному ремонту, сбору мебели, уборке и чистке полов.

Сделка стала одной из самых заметных, но далеко не первой на рынке.

В 2017 году Facebook расширил свой «маркетплейс» по аренде и продаже недвижимости, начав сотрудничество с такими сервисами, как Apartment List (онлайн-платформа, объединяющая арендодателей жилья) и Zumper (приложение по аренде жилья).

В начале 2018 года, когда Apartment List в последний раз рассказывала о результатах своей деятельности, она отчиталась о 50-процентном увеличении числа сдаваемых объектов недвижимости за год. На тот момент компания занимала 10% рынка аренды в США, увеличив базу объектов до 4 млн.

В том же году несколько американских компаний объявили о запуске своих приложений по аренде недвижимости в Австралии. Сначала владельцы Rent-bidding объявили, что в Австралии будет запущено приложение по долгосрочной аренде жилья Rentberry. Вскоре после этого аналогичными планами поделились LiveOffer и RentWolf.

Эти приложения для сдачи в аренду — по сути, аналоги eBay на рынке аренды. Они создают онлайн-маркетплейс, где потенциальные арендаторы могут делать ставки, борясь за аренду той или иной недвижимости.

Дом через смартфон

В связи с этим можно вспомнить так называемую уберизацию недвижимости. Технология, позволяющая найти дом мечты, если верить ее создателям, — Uber Real Estate — может сэкономить покупателю до 50% по сравнению с традиционными риелторами благодаря ускорению процесса поиска и покупки недвижимости за счет использования цифровых технологий. При этом в Uber Real Estate не отказываются от услуг традиционных риелторов. В компании подчеркивают свою глобальную значимость, обращая внимание на то, что если слово Bible (в переводе с англ. «библия») в поисковой выдаче Google Search встречается больше 586 млн раз, то Uber — 4,8 млрд раз, будучи вторым по популярности словом. При этом такие сочетания, как Uber Real Estate, Uber For Real Estate и Uber of Real Estate встречаются более 1 млрд раз. Слово realtor (риелтор) дает еще меньше результатов в поиске, чем Библия — 326 млн.


Основываясь на долгосрочном доверии инвесторов, созданном такими первопроходцами proptech, как Airbnb, Compass и Opendoor, финансирование технологий недвижимости по всему миру растет примерно на 36% в год. По итогам 2018 года инвесторы вложили в proptech почти $10 млрд. По мере выхода на рынок венчурных фондов, ориентированных на недвижимость, размер инвестиций будет только расти.

Интересно, что Compass стала первой компанией-«единорогом» на рынке недвижимости. Американская компания была создана в 2012 году и первой предоставила агентам по недвижимости универсальное мобильное приложение. Первоначальная модель, запущенная под названием Urban Compass, предполагала взаимодействие со штатными брокерами, с которыми пользователи платформы могли планировать встречи онлайн, после изучения недвижимости в мобильном приложении или на сайте платформы. К сентябрю 2018 года стоимость компании достигла $4,4 млрд. Вслед за ней «единорогами» стали Opendoor и SMS Assist, а также китайская Homelink (сегодня — Lianjia). К 2018 году стоимость Homelink, созданной в 2001 году, достигла $6 млрд. В сентябре того же года Tencent, одна из крупнейших инвестиционных и венчурных корпораций мира, приняла решение инвестировать в Homelink $1 млрд, объединившись с ее бизнесом в сфере брокериджа недвижимости.

Несмотря на то что все перечисленные технологические платформы работают на одном рынке, типы их деятельности принципиально разнятся. Если Compass объединяет сеть риелторов, то такие компании, как Homelink, разрабатывают алгоритмы покупки и продажи недвижимости, а такие как SMS Assist — инструменты для управления ей.

На острие прогресса

Интересно, что сами участники рынка недвижимости с воодушевлением воспринимают цифровые и технологические инновации. Об этом свидетельствуют данные исследования KPMG «The road to opportunity» (в переводе с англ. — «Дорога к возможностям»), выпущенного в сентябре 2018 года.

Исследователи KPMG задавали ведущим игрокам рынка недвижимости по всему миру вопросы и получили такие ответы.

  • «Повлияют ли цифровые технологии и технологические инновации на бизнес компаний в сфере недвижимости?» Положительно ответили 97% опрошенных.
  • «Ждете ли вы значительного влияния на ваш бизнес?» «Да» ответили 60% респондентов.
  • «Выросло ли это влияние за последние 12 месяцев?» С этим согласились 78% участников опроса.
  • «Положительно ли вы оцениваете влияние Proptech на ваш бизнес?» «Да» сказали 73% респондентов, «нет» — 25%.
  • «Считаете ли вы, что ваши компании являются зрелыми в цифровом плане?» «Нет» сказали 56%.
  • «Понимаете ли вы, что такое цифровые и технологические инновации?» «Нет» ответили 66%.
  • «Готовы ли вы инвестировать в стартапы на рынке proptech?» Утвердительно на этот вопрос ответили 30% опрошенных.

Что же ждет рынок недвижимости в будущем и действительно ли это будет полная трансформация под влиянием современных технологических инноваций? С одной стороны, да. Все сектора будут ощущать на себе воздействие proptech. Пока одни стартапы успешно развиваются в области продажи и управления жилой и коммерческой недвижимостью, такие компании, как Habito (первый роботизированный ипотечный брокер, создан в 2015 году в Великобритании), предоставляющий услуги онлайн, облегчают процесс работы с ипотечными займами.

Однозначно говорить о том, что вскоре профессия риелтора перестанет быть востребованной, нельзя. Может серьезно пострадать бизнес классических агентств на рынке вторичной недвижимости. В то же время на рынке новостроек стартапы ставят своей целью в первую очередь стать провайдерами технологий, но не заменить профессионалов.