РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как всех сплотить: современный тимбилдинг для разношерстного коллектива

MICE HR Статьи РБК
Михаил Климанов, управляющий партнер агентства смелых решений «Мы», рассказывает о том, с чем нужно определиться компании, которая хочет организовать тимбилдинг

Тимбилдинг — это всегда своего рода «лекарство» для коллектива. Но универсальных таблеток, которые лечили бы сразу и голову, и желудок, не существует. Поэтому создателям мероприятия сначала нужно понять, что заказчику нужно «лечить», то есть разобраться, для чего конкретной компании сейчас нужен тимбилдинг.

Что у вас болит

Вариантов ответа может быть несколько.

Первый: «Сплотиться и хорошо провести время». В этом случае вам нужен тимспирит — частный случай тимбилдинга. Этот формат не ставит перед подрядчиками специальных задач по работе с коммуникациями (диагностика, налаживание и т.п.). Цели такого мероприятия — показать, что компания помнит и заботится обо всех, кого пригласила, а также сформировать у всех участников совместные позитивные воспоминания.

Второй: «Хотим, чтобы разношерстный коллектив работал как идеально отлаженный механизм». Это интересная, но более сложная, многоуровневая задача, которая уже на подготовительном этапе требует изучения. Прежде чем запускать тимбилдинг, нужно понять:

  • какие есть требования к коллективу в этой конкретной компании;
  • какие подразделения и как взаимодействуют между собой сейчас;
  • где есть проблемы в коммуникации;
  • где нужна глубокая диагностика и серьезные перемены, а где — только поощрение.

Как только на руках будут эти данные, можно составлять общую схему, а потом и конкретный план мероприятий. Да, именно во множественном числе, а не в единственном. Такой тимбилдинг — это не одно мероприятие, это процесс, желательно бессрочный.

«Дорожная карта» тимбилдинга

Задача сделать командообразующее мероприятие для большой компании, в которой работают люди с разным социально-культурным статусом и интересами, на первый взгляд кажется сложной. Но, как и со многими другими непростыми проектами, «слона лучше есть по частям», то есть глобальные задачи — разбивать на тактические. Идеальный процесс тимбилдинга выглядит так.

1. Постановка задачи. Чего вы хотите от тимбилдинга и от коллектива? Кто и с кем должен почувствовать себя командой? Простой ответ «подружить всех со всеми», который многие дают после тщательной проработки целей с помощью предложенных вопросов, обычно преобразуется в «выстроить разнообразные системы взаимодействия».

2. Диагностика. Сначала нужно выяснить, что за процессы идут в каждом сегменте коллектива. Очень сложно что-либо корректировать, не понимая, кто все эти люди и что они делают. Мы нередко сталкиваемся с тем, что руководство воспринимает коллектив как общность усредненных людей. Но так это не работает. Когда речь идет о людях, необходимо понимать, что их особенности и отношения могут накладывать отпечаток на рабочий процесс. Более того, даже один человек способен разрушить выстроенные процессы внутри коллектива просто своим присутствием.