РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Александра Чугаева и Алексей Баранов

Проблема власти: восемь мифов о пресловутом эмоциональном интеллекте

Менеджмент Статьи Kontakt InterSearch Russia
Тема эмоционального интеллекта никогда не была столь популярна, как сегодня. Каждый день мы видим новую статью о том, почему важно развивать EQ (emotional quotient). Правда ли, он так нужен и какие мифы с ним связаны?

Миф № 1. Эмоциональный интеллект — это про эмпатию

Многие воспринимают эмоциональный интеллект как синоним эмпатии. Но важно понимать, что эмпатия (способность к сопереживанию) — лишь одна из составляющих EQ. Она определяет возможность человека присоединиться к эмоции другого, прожить ее вместе с ним и выразить сочувствие.

Однако само понятие EQ более комплексное. Как пример соавтор одной из концепций эмоционального интеллекта, профессор психологии и психометрии Университетского колледжа Лондона Константин Петридес разработал модель EQ, в которую входят целых 15 факторов:

  • оптимизм;
  • управление эмоциями;
  • контроль над эмоциями;
  • социальное осознание;
  • стрессоустойчивость и прочее.

Безусловно, одним из элементов этой модели является эмпатия, но она формирует EQ наравне с другими факторами.

Если кратко: человек с высоким EQ не будет просто лить слезы вместе с вами в момент печали. Наоборот, он поможет понять, почему эта печаль в данный момент завладела вами, и расскажет, если видит в этом смысл, как почувствовать себя лучше.

Миф № 2. Уровень EQ у женщин выше, чем у мужчин

Очередное заблуждение. Учеными доказано, что EQ у детей до десяти лет не зависит от гендерной принадлежности. И девочки, и мальчики одинаково демонстрируют и считывают эмоции, управляют своими чувствами. Но после десяти лет начинаются явные различия в воспитании: от девочек ожидают большей выразительности чувств, а мальчикам прививают мужественность.

Таким образом, во взрослом возрасте женщины действительно обладают большей эмпатией и легче считывают едва уловимые эмоции. При этом мужчины лучше своими эмоциями управляют и быстрее переключаются с одной эмоции на другую.

Изучая природу лидерства, Рут Маллой, психолог из HayGroup Boston, обнаружила, что среди эффективных бизнесменов гендерных различий в уровне эмоционального интеллекта нет. Мужчины и женщины одинаково хороши.

Миф № 4. Все руководители обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта

Исходя из нашего опыта, это совершенно не так. Более того, нередко чем выше должность, тем уровень эмоционального интеллекта ниже. Этот факт подтверждают и исследования компании TalentSmart, занимающейся изучением эмоционального интеллекта.

В TalentSmart проанализировали уровень EQ более 1 млн человек самых разных должностей и выяснили, что показатель эмоционального интеллекта растет от рядового исполнителя до руководителя среднего звена, а на позициях выше стремительно падает.

Фактически это означает, что в компаниях только определенные сотрудники обладают высоким EQ, и это руководители среднего уровня.

На своих проектах мы часто находим подтверждение этого вывода. Генеральный директор или собственник компании не разделяет эмоций команды. тогда как начальники отделов проявляют чудеса эмпатии — мотивируют тех, кто начинает терять интерес, поддерживают сотрудников, взявших на себя ответственность, да и в целом держат руку на пульсе состояния своих подчиненных.