РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Меньше — лучше: почему мода на большие форматы в ретейле уходит в прошлое

Ретейл Одежда и обувь Интернет-торговля Маркетинг Статьи РБК
Розничный рынок заметно меняется, реагируя на потребности покупателей. Светлана Землякова, руководитель розничной сети группы компаний «Обувь России», объясняет, почему ключевые игроки начали тяготеть к малым форматам
Фото:Tomohiro Ohsumi / Bloomberg
Фото: Tomohiro Ohsumi / Bloomberg

До недавнего времени многие розничные сети делали ставку на крупные форматы, активно открывали гипермаркеты, а многие бренды стремились иметь точки в крупных торговых центрах.

В последние время наблюдается тенденция: в городах падает трафик в больших торговых центрах. Уходит он либо в другие форматы — небольшие ТЦ, расположенные в спальных районах, либо в стрит-ретейл, либо в онлайн.

Ретейл реагирует на эти изменения. Так, Metro Cash & Carry развивает «Фасоль». «Лента» уже не первый год отдает приоритет супермаркетам, а не гипермаркетам. «Магнит» в 2018 году запустил совместный проект с «Почтой России»: на базе отделений связи открываются небольшие розничные точки. В дальнейшем ретейлер планирует делать ставку на ультрамалые форматы.

Эти тренды характерны не только для фуд-ретейла. IKEA в прошлом году начала открывать шоурумы или «творческие мастерские» для покупки мебели онлайн. В апреле 2019 года заработал первый магазин малого формата «Леруа Мерлен Городской». Есть и масса других примеров.

Ближе к дому или в онлайн

Большие форматы уходят в прошлое, потому что меняются образ жизни и поведение покупателей.

Еще недавно люди предпочитали закупиться продуктами один раз на всю неделю. Для этого они были готовы ехать в гипермаркет, в том числе на окраину или за город. Сейчас многие предпочитают покупать еду на короткий срок, не тратить время на поездки и пробки.

Еще один фактор, который влияет на поведение покупателей, — развитие технологий, которые упрощают и ускоряют выбор и покупку любых товаров. Объемы онлайн-продаж стремительно растут. Если люди все же идут в магазин, то стремятся максимально подготовиться, например определиться со списком покупок онлайн, а потом только забрать их в магазине. Либо, наоборот, подобрать товар в офлайн-точке, а доставку заказать на дом.

Иметь в своем арсенале формат «у дома» в новых реалиях полезно не только традиционным ретейлерам, но и онлайн-магазинам. Покупатели зачастую не хотят ждать курьера в определенный промежуток времени. Им удобнее зайти за заказом по дороге домой или на работу, потратив несколько минут. Прекрасно, если к тому же еще будет возможность пощупать и примерить товар и при необходимости поменять на более подходящий или отказаться от части заказа.

По этой причине онлайн-ретейлеры сейчас стремительно развивают сети пунктов выдачи заказов: кто-то открывает свои, кто-то сотрудничает с офлайн-ретейлерами.

В фуд-ретейле и DIY-сегменте строительство гипермаркетов — часто отдельный девелоперский бизнес, где для проектов характерны долгие сроки окупаемости. Поэтому сегодня есть смысл открывать их только в тех местах, где клиентские потоки могут быть гарантированы на несколько лет вперед. Должен быть весомый аргумент для покупателей, чтобы отклоняться от привычных маршрутов «дом — работа» и поехать за город, потратив на магазин полдня. Это могут быть уникальный ассортимент, фермерские продукты, готовая еда и т.п.

Новые возможности

В ситуации, когда магазины начинают выполнять функцию шоурумов, мини-складов и пунктов выдачи, которые располагаются вдоль ежедневных маршрутов потребителя, у ретейлеров остается все меньше аргументов в пользу того, чтобы продолжать содержать огромные торговые площади. Но в этом для них есть и масса плюсов.