Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Интернет-торговля, 23 окт, 20:00 Взять с поличным: как ретейлерам обнаружить ворующих сотрудников Потребительские товары, 23 окт, 17:54 Как ИИ и аналитика данных помогают горнодобывающему сектору IT, 23 окт, 17:23 Аутсорс из избы: в какой момент пора открыть собственное производство Менеджмент, 23 окт, 16:32 Кого заменят роботы AI, 23 окт, 15:45 О главном в строительстве и недвижимости Строительство, 23 окт, 14:56 Министр магИИ: зачем понадобился главный по искусственному интеллекту AI, 23 окт, 14:40 Обзор банковского сектора: в чем частные банки обошли государственные Финансы, 23 окт, 14:31 Подписаться на прибыль: как бизнес осваивает новую модель продаж Услуги, 23 окт, 14:06 Как не ошибиться при выборе транспортной компании Логистика, 23 окт, 14:01 Нет у революции конца: чему посвящена книга президента ВЭФ Клауса Шваба IT, 23 окт, 13:26 Ким Фурнэ — РБК: «Люди не хотят переплачивать банкам» IT, 23 окт, 13:07 Ретейл по Дарвину: кто останется в игре через пять лет Потребительские товары, 23 окт, 12:51 Налоговый мониторинг: Большой Брат или возможность для диалога Право, 23 окт, 11:41
 
0 
Меньше — лучше: почему мода на большие форматы в ретейле уходит в прошлое
Интернет-торговля Потребительские товары Маркетинг
Розничный рынок заметно меняется, реагируя на потребности покупателей. Светлана Землякова, руководитель розничной сети группы компаний «Обувь России», объясняет, почему ключевые игроки начали тяготеть к малым форматам
Фото: Tomohiro Ohsumi / Bloomberg

До недавнего времени многие розничные сети делали ставку на крупные форматы, активно открывали гипермаркеты, а многие бренды стремились иметь точки в крупных торговых центрах.

В последние время наблюдается тенденция: в городах падает трафик в больших торговых центрах. Уходит он либо в другие форматы — небольшие ТЦ, расположенные в спальных районах, либо в стрит-ретейл, либо в онлайн.

Ретейл реагирует на эти изменения. Так, Metro Cash & Carry развивает «Фасоль». «Лента» уже не первый год отдает приоритет супермаркетам, а не гипермаркетам. «Магнит» в 2018 году запустил совместный проект с «Почтой России»: на базе отделений связи открываются небольшие розничные точки. В дальнейшем ретейлер планирует делать ставку на ультрамалые форматы.

Эти тренды характерны не только для фуд-ретейла. IKEA в прошлом году начала открывать шоурумы или «творческие мастерские» для покупки мебели онлайн. В апреле 2019 года заработал первый магазин малого формата «Леруа Мерлен Городской». Есть и масса других примеров.

Ближе к дому или в онлайн

Большие форматы уходят в прошлое, потому что меняются образ жизни и поведение покупателей.

Еще недавно люди предпочитали закупиться продуктами один раз на всю неделю. Для этого они были готовы ехать в гипермаркет, в том числе на окраину или за город. Сейчас многие предпочитают покупать еду на короткий срок, не тратить время на поездки и пробки.

Еще один фактор, который влияет на поведение покупателей, — развитие технологий, которые упрощают и ускоряют выбор и покупку любых товаров. Объемы онлайн-продаж стремительно растут. Если люди все же идут в магазин, то стремятся максимально подготовиться, например определиться со списком покупок онлайн, а потом только забрать их в магазине. Либо, наоборот, подобрать товар в офлайн-точке, а доставку заказать на дом.

Иметь в своем арсенале формат «у дома» в новых реалиях полезно не только традиционным ретейлерам, но и онлайн-магазинам. Покупатели зачастую не хотят ждать курьера в определенный промежуток времени. Им удобнее зайти за заказом по дороге домой или на работу, потратив несколько минут. Прекрасно, если к тому же еще будет возможность пощупать и примерить товар и при необходимости поменять на более подходящий или отказаться от части заказа.

По этой причине онлайн-ретейлеры сейчас стремительно развивают сети пунктов выдачи заказов: кто-то открывает свои, кто-то сотрудничает с офлайн-ретейлерами.

В фуд-ретейле и DIY-сегменте строительство гипермаркетов — часто отдельный девелоперский бизнес, где для проектов характерны долгие сроки окупаемости. Поэтому сегодня есть смысл открывать их только в тех местах, где клиентские потоки могут быть гарантированы на несколько лет вперед. Должен быть весомый аргумент для покупателей, чтобы отклоняться от привычных маршрутов «дом — работа» и поехать за город, потратив на магазин полдня. Это могут быть уникальный ассортимент, фермерские продукты, готовая еда и т.п.

Новые возможности

В ситуации, когда магазины начинают выполнять функцию шоурумов, мини-складов и пунктов выдачи, которые располагаются вдоль ежедневных маршрутов потребителя, у ретейлеров остается все меньше аргументов в пользу того, чтобы продолжать содержать огромные торговые площади. Но в этом для них есть и масса плюсов.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ