РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как вести бизнес в Африке: Часть 2

ВЭД Инвестиции Статьи РБК
Что ожидают африканские страны от иностранного (и российского) бизнеса, почему Африка — лакомый кусок для зарубежных инвесторов и какие ошибки они совершают, рассказал глава подразделения качественных исследований Kantar Africa Insights Сергей Шейхетов
Фото:Xaume Olleros / Bloomberg
Фото: Xaume Olleros / Bloomberg

В Части 1 эксперт рассказал про особенности ведения бизнеса в Африке и перспективах для российских инвесторов

Какие проекты нужны Африке

Рассмотрим несколько направлений по степени значимости для Африки.

Инфраструктурные проекты. Бурный экономический рост Африки очень сильно сдерживается отсутствием инфраструктуры. Самые элементарные вещи, которые в России воспринимаются как данность, например свет в квартире и чистая вода в водопроводе, в Африке доступны только состоятельной части населения. Во многих городах в принципе нет водопроводов, а электричество в городской сети появляется в лучшем случае на несколько часов в день. Дороги активно строятся, но их все еще очень мало.

Проблема африканской инфраструктуры в том, что она не интегрирована в единую систему. Есть железные дороги, оставшиеся с колониальных времен, но они не связаны друг с другом даже в рамках одной страны. Автомобильные дороги не соединяют разные регионы Африки. Мечта о трансафриканском хайвее до сих пор остается мечтой. В некоторых странах из-за неразвитой электросети постоянно случаются перебои в подаче электричества. Классический пример — Кения и Эфиопия. И в той и в другой стране хватает генерирующих мощностей, но недостаточно линий электропередачи (ЛЭП). Существует проект объединения энергосистем. Если он будет осуществлен, обе страны не только решат свои проблемы, но и смогут экспортировать значительную часть электроэнергии.

Дешевые товары и услуги массового спроса. Подавляющее число африканцев до сих пор имеют очень низкий и нестабильный доход. В условиях, когда многие базовые потребности (в еде, одежде и крыше над головой) не удовлетворены, потребители обращают внимание только на самые дешевые товары. Пусть качество этих товаров оставляет желать лучшего, зато они доступны по цене. Китайский ширпотреб стоит в три раза дешевле (а одежда second hand — в десять раз дешевле) европейских или турецких аналогов. Конечно, китайские вещи быстро выходят из строя, но их всегда можно починить.

Многие европейские компании, которые выходят на африканский рынок, совершают одну и ту же ошибку. Они хотят продавать в Африке те же самые товары, что и в Европе. Их логика проста, но не верна: зачем подстраивать производство под нужды африканских потребителей — они и так все купят. Не покупают. Качественные товары в красивой упаковке, созданные для европейского среднего класса, не пользуются в Африке спросом. Для африканского потребителя, даже далеко не самого бедного, цена все равно стоит на первом месте. А красивая упаковка воспринимается как ненужное излишество.

«Умные» решения. В любом правиле есть исключения. При всей своей любви к низким ценам, африканские потребители готовы платить, и платить немалые деньги за товары и услуги, которые помогают решить какую-то острую социальную проблему и в конечном счете улучшают качество жизни. Типичным примером такого «умного» решения являются мобильные деньги и мобильные кредиты.