Материал раздела Основной

Все в дыму: почему рынок мясных аналогов ждет судьба вейпов

Гиганты пищевого производства уже облюбовали нишу растительных заменителей мяса. Но рассчитывать на легкую наживу не стоит. Компаниям придется разбираться с теми же проблемами, которые поджидали табачную отрасль, взявшуюся продвигать вейпы
Фото: John Amis / AP
Фото: John Amis / AP

После успешного майского размещения на бирже акций компании Beyond Meat, специализирующейся на выпуске заменителей мяса, традиционные производители продуктов смотрят на новую нишу с большим аппетитом. Крупные игроки пищевой промышленности начали вкладываться в растительные аналоги, не дожидаясь, пока развивающийся бизнес отнимет у них клиентов. Один из крупнейших производителей курицы, говядины и свинины Tyson Foods был в числе первых инвесторов Beyond Meat. Но корпорация продала свою долю в стартапе еще до того, как тот начал размещаться на бирже, а потом и вовсе заявила о создании собственной линейки мясных заменителей. Другие американские компании, в числе которых Smithfield Foods, тоже анонсировали выпуск альтернативных протеиновых продуктов. В игру включились и европейские гиганты. Два года назад Nestle приобрела калифорнийский стартап по производству заменителей мяса Sweet Earth, а в прошлом году Unilever купила нидерландскую компанию The Vegetarian Butcher.

Все это очень знакомый сценарий. Крупные производители напитков тоже скупали крафтовые пивоварни. А влиятельнейшие парфюмерные компании разнообразили свой ассортимент за счет молодых и оригинальных брендов. Но особенно заметно сходство новой ниши с табачным рынком, игроки которого стараются впечатлить клиентов, как утверждается, менее вредными продуктами вроде электронных сигарет.

Табачные компании начали выпускать вейпы и электронные сигареты, чтобы как-то справиться с высокими налогами и сокращением количества курильщиков. Точно так же и крупные продуктовые компании усмотрели потенциал рынка заменителей мяса, после того как власти начали повышать налоги на так называемые нездоровые продукты, а потребители забеспокоились о том, как бы сократить количество животных белков в своем рационе.

Но тут производителей могут ждать те же проблемы, с которыми столкнулась табачная отрасль: сложности в отношениях с регуляторами и непонимание со стороны покупателей.