РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Продовольственный рынок Китая: тенденции и перспективы

Пищевая промышленность ВЭД Исследования KPMG
Самый быстрорастущий рынок продовольственных товаров находится в Китае. В чем специфика китайских потребителей, на что необходимо обратить внимание иностранному бренду и нашла ли Россия свое место в этой перспективной нише — рассказывают эксперты KPMG
Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Фото: Qilai Shen / Bloomberg

Китай — лидер продовольственного рынка в мире

Последние десять лет экономика Китайской Народной Республики (КНР) росла, а уровень доходов населения увеличивался. Это способствовало активному росту спроса на продукты питания разных ценовых категорий. Согласно прогнозам Euromonitor, к 2024 году ВВП на душу населения в КНР увеличится на 58% и составит около $15,5 тыс., а располагаемый доход увеличится на 62% и будет равен $9,6 тыс.

Потребление продуктов питания и напитков в КНР сегодня составляет более $1 трлн. Китай занимает первое место в мире по объему рынка розничной торговли продовольствием. По данным Euromonitor, в ближайшие пять лет потребление в стране продолжит расти и к 2024 году составит порядка $1,8 трлн.

Для сравнения: рынок продуктов питания в России оценивается в $219 млрд.

Наибольший прирост потребления в КНР к 2024 году ожидается в следующих категориях:

  • крупы, паста и консервированные продукты (+63%);
  • орехи (+50%);
  • молочная продукция (+49%);
  • фрукты (+42%).

Рост популярности этих продуктов обусловлен текущими трендами.

Тренды на продовольственном рынке в Китае

Здоровый образ жизни. Популярность здорового образа жизни в КНР ведет к более внимательному отношению потребителей к качеству продукции, а также росту спроса на натуральные и свежие продукты.

Лояльность потребителей к бренду. Из-за особых требований потребителей к безопасности продукции, преимущество имеют брендовые товары, которые уже заслужили доверие. Обычно покупатели ориентируются на узкий круг доверенных производителей (три-четыре компании).

Кастомизация и индивидуальный подход. Благодаря росту доходов потребители готовы платить больше за индивидуально подобранные продукты. Это становится определяющим фактором конкурентоспособности в онлайн-торговле.

Импульсивные покупки. Растет количество покупок через мобильные приложения, что увеличивает количество импульсивных решений. Большинство покупателей отмечают, что оплата через мобильные приложения стимулирует совершать покупки.

E-commerce. Объем розничной торговли продовольствия через онлайн-каналы в 2017 году составлял только 4% от общего объема розничных продаж. Ожидается, что к 2022-му цифра вырастет до 11,2%.

Влияние социальных сетей. 80% китайских потребителей следят за блогерами или известными людьми, ориентируются на их рекомендации при выборе товаров и продуктов питания. В мире этот показатель составляет в среднем 45%.

Соотношение цены и качества. Люди старшего поколения, которые составляют треть населения страны, обращают особое внимание на соотношение цены и качества. Это объясняется тем, что люди в возрасте чаще других делают сбережения.

«Премиализация» продукции. Премиальная нишевая продукция удовлетворяет спрос на качественную продукцию, позволяет демонстрировать статус и высокий уровень жизни своему окружению.

Снеки и готовая продукция. С увеличением занятости населения растет и потребление снеков и продуктов в удобных порционных упаковках. Такая еда используется для быстрых перекусов, а также заменяет основные приемы пищи. Развитие логистики стимулирует рост спроса на готовую продукцию с небольшим сроком годности, которая воспринимается как более здоровая.

Рост сегмента детского питания. Политика «Одна семья — два ребенка», направленная на разрешение демографических проблем, связанных со старением населения, последовательно ведет к росту потребления в сегменте детского питания.

Негативное отношение к ГМО-продуктам. Здоровый образ жизни становится все популярнее среди китайских потребителей. Поэтому они негативно относятся к продукции с содержанием ГМО и стараются исключить ее из рациона.