РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Только не нужно прятаться! Экс-глава Starbucks напутствует руководителей

Менеджмент Статьи РБК
Говард Шульц дважды становился генеральным директором Starbucks с разницей в восемь лет. Как удалось вытащить компанию из кризиса, какой вопрос он задает потенциальным сотрудникам и каких принципов придерживается сам — в подборке его высказываний
Говард Шульц
Говард Шульц (Фото: Carlos Barria / Reuters)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых неординарных современных зарубежных и отечественных топ-менеджерах и тех принципах управления бизнесом, людьми и собственной жизнью, которым они следуют.

Говард Шульц — основатель сети кофеен Starbucks (в ее нынешнем виде). До июня 2018 года был CEO и председателем совета директоров компании. Начал работать в Starbucks в 1982 году наемным рабочим (тогда компания занималась только продажей кофейных зерен), позднее стал владельцем. Оставлял должность генерального директора на восемь лет, однако в 2008-м вновь занял ее, чтобы вернуть кофейням былую популярность и возродить там прежнюю атмосферу.

До Starbucks работал в Xerox и Hammarplast. Окончил Мичиганский университет.

Автор нескольких книг, наиболее популярная — «Как, чашка за чашкой, строилась Starbucks». Зимой 2019 года СМИ сообщали о его возможном участии в президентских выборах США в 2020-м.

Человечность превыше целесообразности

К любому предприятию нужно постоянно подогревать интерес, уверен Говард Шульц. Поэтому во времена правления он старался постоянно вводить хотя бы незначительные новшества в своих кофейнях. Выстроить большую компанию и при этом не потерять страсть к делу можно только тогда, когда все нацелено не на прибыль, а на людей и ценности. Быть предпринимателем дано не всем, а воплощение самых невероятных мечт возможно только тогда, когда вы вкладывает в работу душу.

Шульц старается принимать решения, «правильные по-человечески», даже если это экономически нецелесообразно. Лично для себя он определил, что достичь результатов можно, если:

  • не пытаться соперничать с теми, кто сильнее и умнее;
  • идти на любые компромиссы, но не поступаться убеждениями;
  • постоянно совершенствоваться в своем деле, даже будучи настоящим мастером;
  • не забывать, что любая мелочь имеет значение.

Генеральный директор во второй раз

После того как во второй раз стал генеральным директором Starbucks, Шульц столкнулся с сильным давлением: от него требовали изменить стратегию и бизнес-модель, в целях экономии предлагали немного снизить качество продукции. С экономической точки зрения советы были разумными, но следование им уничтожило бы культуру компании. Шульц твердо убежден: надо верить в то, что делаешь. Нельзя выбраться на правильный путь, если план действий изначально вам не подходит. Оставаться самим собой, быть искренним и верить, что только так можно достичь цели, — в этом ключ к успеху.