РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Почему бизнесу нужно продолжать думать только о прибыли

Менеджмент Статьи Bloomberg
Глава банка JPMorgan утверждает, что корпорациям пора подумать не только о стоимости акций, но и о том, как помочь всему человечеству. Корреспондент Bloomberg объясняет, как такой подход может навредить и компаниям, и обществу в целом
Фото:Mark Lennihan / AP
Фото: Mark Lennihan / AP

Генеральный директор JPMorgan Chase & Co. Джейми Даймон не так давно заявил, что не собирается больше ставить во главу угла увеличение стоимости акций и призывает других глав корпораций поступить точно так же. С ним солидарны еще 180 гендиректоров. Все вместе они предложили концепцию, в соответствии с которой такие компании, как JPMorgan Chase & Co., должны быть в ответе не только перед работниками, клиентами и акционерами, но и перед всем обществом. Звучит довольно прогрессивно. И если цель Даймона в том, чтобы просто показаться прогрессивным и тем самым улучшить имидж JPMorgan, то это мудрый ход. Если же он действительно имел в виду то, что озвучил, то с его предложением кое-что не так. В лучшем случае подобное воплощение задумки Даймона станет напрасной тратой сил, времени и средств, в худшем — оно навредит и инвесторам, и работниками, и обществу.

Новый подход был расписан в скромном документе «Положение о целях корпорации» длиной всего в одну страницу, его выпустила некоммерческая организация Business Roundtable. Описанная концепция в какой-то степени идет вразрез со знаменитым высказыванием экономиста Милтона Фридмана о том, что социальная ответственность должна генерировать прибыль. Хотя тут было бы полезно проверить, что именно говорил нобелевский лауреат.

В эссе, которое Фридман опубликовал в 1970 году, не упоминается стоимость акций, он говорит лишь об извлечении прибыли (или в случае некоммерческих организаций — объеме общественных благ). Дело в том, что руководители корпораций могут (а впрочем, они зачастую так и поступают) увеличить стоимость акций с помощью разнообразных махинаций: хитря с бухгалтерией, отвлекая внимание от хвостовых рисков, оказывая давление на финансовые СМИ, манипулируя с оценкой выручки и в целом принимая решения, которые выглядят привлекательно в краткосрочной перспективе, но скрывают долгосрочные риски. Как писал Фридман, такие действия демонстрируют, что руководители пренебрегают социальной ответственностью, ведь речь часто идет об обмане тех, кто доверил компаниям свои сбережения. Даже ложь во благо — это преступление против социальной ответственности.