РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Игра в сбор урожая: на Западе набирает популярность новый агроформат

Пищевая промышленность Маркетинг Статьи MarketMedia
Формат cueillette, открытой фермы, где каждый собирает фрукты и овощи сам, оплачивая их на выходе, как в супермаркете, существует во Франции с конца 1970-х. Однако настоящий бум он пережил в последние годы: когда цель сэкономить сменилась развлекательной
Фото:Chris Ratcliffe / Bloomberg
Фото: Chris Ratcliffe / Bloomberg

На входе в открытую ферму, что расположена вблизи французского городка Рен, кроме большого стенда, где перечислено все, что сегодня можно собирать, с ценами, висит плакат с видами насекомых, которые водятся на ферме. Владельцы фермы гордятся и всячески подчеркивают, что не используют химикаты, а для борьбы с вредителями подселяют натуральную тлю. На полях висят указатели «картошка налево», «морковка направо».

На входе клиентам выдают секатор и железную тачку, чтобы перевозить в ней самостоятельно собранные помидоры, перцы, кабачки и прочий урожай. Впрочем, пишет MarketMedia, можно собирать не все фрукты и овощи самостоятельно: например, дыни — нельзя, так как, видимо, велика стоимость брака.

Но и цель добывать еду на таких фермах изначально не была главной, ведь для городского жителя побывать на настоящем поле — это больше способ провести время, поиграть в сбор урожая.

В колхоз по малину

Сам формат фермы самообслуживания (cueillette, от cueillir — «собирать») существует давно, считается, что первой в свои поля пустила посетителей Ferme du Logis в Ивлине под Парижем в 1977 году. Сейчас на cueillette приходится 70% ее годового оборота, который составляет около €1 млн, она выращивает около 70 сортов фруктов и 200 сортов овощей. Многие специализированные фермы, например, производящие клубнику, как и в питомниках в России, тоже традиционно предлагали самостоятельный сбор. Но по-настоящему популярны французские cueillette стали в последнее десятилетие на волне интереса к биопродуктам. Фермы стали привлекать семьи, проводить школьные экскурсии, устраивать познавательные прогулки, рассказывать о насекомых и пр. Начали появляться новые фермы самообслуживания, стали расширяться площадь и ассортимент существующих. Вплоть до того, что стали выращиваться нетипичные для Франции продукты — дыни и арбузы. От первоначальной идеи — продавать продукты растениеводства мешками, чтобы было дешевле за 1 кг, — мало что осталось.