РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Точат зуб: за что дантисты ополчились на медицинский стартап

Медицина Разработка ПО Статьи Bloomberg
Основатели стартапа SmileDirectClub предложили клиентам дешевый вариант исправления прикуса. Для получения услуг даже не нужно было идти к дантисту — все работало по принципу Uber. Но теперь врачебное сообщество обещает затаскать новаторов по судам
Фото:Oscar Bolton Green / Bloomberg Businessweek
Фото: Oscar Bolton Green / Bloomberg Businessweek

Для быстрорастущего стартапа SmileDirectClub последние два года были очень насыщенными. Компания предложила клиентам выгодную сделку: пластинки для выпрямления зубов по цене, которая была в несколько раз ниже стоимости той же услуги в кабинете дантиста. Более того, можно было вообще не появляться у врача. Стартап быстро обрел популярность — его реклама появлялась в соцсетях, на телевидении, на автобусах и билбордах. С 2017 года компания открыла в США 342 торговых точки — так называемые SmileShops, или «Магазины улыбок». Некоторые из них расположились в небольших киосках или аптеках. В первой половине 2019 года SmileDirectClub продала 232 тыс. элайнеров — примерно столько же, сколько за весь 2018 год.

В начале августа стартап начал процесс публичного размещения акций, которое, по словам аналитиков, поможет привлечь $1 млрд инвестиций. Несмотря на то что компания пока даже не начала приносить прибыль, ее оценивают в $3,2 млрд. Можно сказать, что жизнеспособность своей бизнес-модели SmileDirectClub уже доказала, если и не на практике, то хотя бы в теории — принцип ее работы уже начали копировать более мелкие конкуренты.

В 2013 году будущие основатели компании Алекс Фенкелл и Джордан Катцман работали над стартапом по замене водительских прав. Они проводили много времени в офисе отца Джордана — венчурного инвестора Дэвида Катцмана. И однажды разговоры о наиболее прибыльном вложении старшего Катцмана, компании по производству линз 1-800 Contacts, заставили предпринимателей изменить ход мыслей. «Это вдохновило нас обратить внимание на многомиллиардную индустрию, которую мы могли бы просто перевернуть!» — рассказывает Фенкелл.