РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Александр Усов

От продукта — к сервису: какое будущее ждет рынок транспортных услуг

Услуги Такси и пассажирские перевозки Инновации Прогнозы РБК
Главная тенденция, которая определит будущее транспортной отрасли, — превращение продукта в сервис. Для этого компаниям нужно хорошо знать потребности своих клиентов и способы, как их удовлетворить

Цифровизация заставляет бизнес переставать думать категориями «продуктов», переходя к идее продажи сервисов. Одними из пионеров в этом стали ИТ-компании, которые начали предлагать ежемесячную подписку вместо «коробочных» версий программ. Затем шеринговая экономика породила сервисы, которые сместили акцент с владения на совместное потребление, — такие компании стоят теперь миллиарды долларов.

По данным ООН, сегодня 4,2 млрд человек — больше половины населения планеты — живут в городах. К 2025 году эта цифра увеличится еще на 2,5 млрд, а доля — до 68%. Высокий уровень урбанизации требует инновационных способов управления городами, в частности их транспортной инфраструктурой.

Чтобы превратить растущие мегаполисы в комфортные для жизни пространства, нужны технологии, развитое предпринимательство и политическая воля государств. Одно из решений, которое лежит на поверхности, — это массовый отказ жителей городов от личных автомобилей и переход к концепции «мобильность как сервис» (MaaS).

Суть концепции

Идея этой концепции заключается в интеграции различных видов городского транспорта в единую доступную по запросу мобильную услугу. MaaS, например, уже помогает пользователям удовлетворять их транспортные потребности и решать все связанные с поездками задачи.

Наглядные примеры «мобильности как услуги» — сервисы каршеринга («Делимобиль», Belka Car и другие) и райдшеринга (BlaBlaCar), а также службы онлайн-заказа такси (Uber, Lyft и другие). Кроме того, в понятие MaaS входят приложения для планирования поездок (например, «Яндекс.Транспорт» и его аналоги) и единые проездные билеты («Тройка» в Москве и «Подорожник» в Санкт-Петербурге).

В мире, в котором эта концепция победит окончательно, пассажиры получат доступ к любым необходимым в конкретный момент транспортным средствам и смогут перемещаться из пункта А в пункт Б удобным способом, оплачивая при этом только время их использования. К примеру, житель мегаполиса в одном приложении сможет спланировать поездку, найти ближайшую к дому станцию зарядки электровелосипедов, оплатить проезд на метро и зарегистрироваться в каршеринговом сервисе.