РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Павел Озеров

Почему автомобилисты бойкотировали «умные» страховки

Финансы Страхование Прогнозы РБК
Несмотря на прогнозы, резкого роста доли «умных» полисов в РФ не произошло. Но сейчас сложились условия, при которых скидки за аккуратную езду, персональные условия договора, упрощенное урегулирование убытков могут стать реальностью в ближайшие 2–3 года

Пять-семь лет назад многие страховые компании анонсировали вывод на рынок продуктов с телематикой. Они объясняли привлекательность «умных» полисов просто: чем лучше человек ездит, тем меньше он платит за полис. Водителям, которые ездят аккуратно или редко, обещали продавать полисы со скидками от 20 до 50%. Ожидалось, что в ближайшие годы доли «умных» и традиционных полисов каско на рынке будут сопоставимы.

Страховые компании стремительно двигались к персонализации предложения и больше не хотели полагаться при расчете стоимости полисов на такие общие параметры, как демография или кредитный рейтинг. Телематические устройства считывают стиль и частоту вождения, а значит, должны были обеспечить прозрачность страховой математики и упростить процесс урегулирования убытков. Получая данные этих устройств из автомобилей, страховые компании планировали поощрять «хороших» водителей скидками на полисы, а для «плохих», напротив, вводить повышающие коэффициенты к стоимости страховки.

Использование телематики было бы выгодно не только рядовым водителям, но и бизнесу, например владельцам автопарков. С помощью телематики они смогли бы оперативно получать данные о состоянии и передвижениях своих автомобилей, стиле езды каждого из водителей. Это открыло бы им новые возможности для управления бизнесом и его развития, а также для снижения рисков.

Драйвером роста рынка «умного» страхования могло стать использование телематики в рамках европротокола по ОСАГО. (Оформление ДТП по европротоколу происходит в том случае, если участниками аварии стали два автомобиля, не нанесен ущерб жизни, здоровью, имуществу третьих лиц. Стороны должны иметь единое мнение относительно причин аварии.)

В конце 2015 года эксперты J’son & Partners Consulting предполагали, что к 2020 году количество «умных» полисов каско в России вырастет с 30 тыс. (1,2% рынка) до 3,3 млн (52%). Однако этим прогнозам не суждено было сбыться. По итогам 2017 года проникновение «умного» страхования автокаско в России составило всего не более 3%.

«Умные» полисы для молодежи

Вместе с тем прослеживается очевидная параллель между развитием страховой телематики в России и США, где этот рынок уже сложился. Там наиболее восприимчивыми к новой технологии оказались молодые водители. Согласно данным Deloitte, 35% американцев в возрасте 21–29 лет согласны на установку телематического устройства в автомобиль, тогда как среди автомобилистов старше 60 лет на такой шаг готовы только 15%. Deloitte объясняет это лояльностью молодежи к вопросам приватности. Это важная тенденция для страховщиков.

Почему телематика не стала популярна в России

Можно с уверенностью назвать причины, сдерживающие трансформацию транспортной телематики в России.