РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Экономика одиночества: как бизнес КНР подстраивается под людей без семьи

Клиентский сервис Статьи РБК
Образованные и обладающие стабильной работой китайцы все реже связывают себя романтическими отношениями. К услугам одиночек — целая индустрия новых развлечений: от караоке-баров, где тебя никто не слышит, до индивидуальных спортивных кабинок
Фото:Aly Song / Reuters
Фото: Aly Song / Reuters

Еще несколько десятилетий назад житель самой населенной страны мира, по какой-то причине выпав из своего клана, становился несчастным маргиналом. Современные китайцы все чаще не хотят жить даже в кругу небольшой семьи. По последним данным Государственного статистического управления, в прошлом году 57,2 млн домохозяйств из 367 млн насчитывающихся в стране состояли только из одного человека. Ранжирование по регионам свидетельствует, что предпочитают обходиться без семьи в первую очередь жители экономически развитых и урбанизированных провинций. Так, ведущая провинция Гуандун, где находятся такие города, как Шэньчжэнь, Гуанчжоу и др., — это регион (пока единственный в стране), где количество одиноких людей выше, чем домохозяйств, состоящих из двух или более человек.

Изменение образа жизни повлекло за собой существенную смену потребительских привычек. «Молодежи из пустого гнезда», как называют таких людей китайские медиа, компании предлагают варианты досуга, не требующие коллективного времяпрепровождения. Одиночки становятся значимым источником дохода для ресторанов и караоке-баров нового типа, турфирм, специализирующихся на индивидуальных путешествиях, и сервисов по краткосрочной аренде квартир.