К 2030 году бизнес «Яндекса» в сфере беспилотников может стоить $6,4 млрд и больше, если компания начнет развивать беспилотные грузоперевозки, считают в UBS. В результате ИТ-компания станет монополистом на российском рынке
Направление беспилотных автомобилей «Яндекса» к 2030 году будет оцениваться в $2,6–6,4 млрд, говорится в отчете банка UBS, посвященном бизнесу «Яндекса» в сфере автономного транспорта (копия есть у РБК, его подлинность подтвердила аналитик UBS Ульяна Ленвальская). По прогнозу банка, «Яндекс» станет монополистом на рынке беспилотного транспорта в России.
Коммерческая эксплуатация беспилотников «Яндекса» начнется в 2022 году в Москве, а в других регионах — годом позже, считают в UBS. По оценке банка, выручка компании от сегмента беспилотников в 2022 году может составить от 170 млн до 1,4 млрд руб. «В случае успеха проект может сделать «Яндекс» значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — говорится в отчете.
Почему аналитики дают большой разброс в оценке нового бизнеса «Яндекса» и сможет ли кто-то составить ему конкуренцию в России — в материале РБК.
На чем строятся оценки аналитиков
UBS рассматривает два основных варианта развития бизнеса «Яндекса» в сфере автономного транспорта.
- Если компания не станет заниматься беспилотными грузоперевозками, а сосредоточится только на пассажирских перевозках (например, такси и каршеринг), оценка этого бизнеса к 2030 году в среднем будет составлять $2,6 млрд, однако может варьироваться от $1,5 млрд до $3,1 млрд в зависимости от реализации негативного или позитивного сценария. Акции всего «Яндекса» в таком случае подорожают на 5–10% относительно текущей справедливой цены, которая, по мнению UBS, составляет $54,3 за одну бумагу (23 августа на NASDAQ бумаги стоили около $36). Аналитики в разборе этого сценария также приводят источники формирования выручки этого направления. Она будет строиться на использовании «Яндексом» беспилотных автомобилей в такси и каршеринге (80% от оборота); монетизации времени пассажира в поездке за счет рекламной модели или подписки на медиаконтент, например «Кинопоиск» (10%); а также продаже лицензий на технологию беспилотного вождения различным автопроизводителям (10%).
- Беспилотное направление будет стоить дороже, если «Яндекс» выйдет со своей технологией на рынок коммерческих грузоперевозок. В таком случае стоимость бизнеса составит $6,4 млрд. Негативный и позитивный прогнозы UBS варьируются от $3,8 млрд до $7,7 млрд. Акции всего «Яндекса» могут вырасти на 13–26% относительно текущей справедливой цены. При реализации этого сценария использование беспилотников в такси и каршеринге будет давать 32% от оборота; беспилотные грузоперевозки — 60%; монетизация времени пассажира в поездке — 4%; продажа лицензий — 4%.