В конце июля 2019 года стартап из Нью-Йорка Compass, помогающий продавать и сдавать в аренду недвижимость, привлек от инвесторов $370 млн при общей оценке компании в $6,6 млрд. Compass основали Ори Аллон и Роберт Реффкин в конце 2012 года, а спустя четыре года он попал в «клуб единорогов», получив оценку более $1 млрд. Для предпринимателя израильского происхождения Аллона это уже третий стартап: свой первый проект он продал Google, а второй — Twitter. После двух сделок он хотел сделать не стартап на продажу, а что-то действительно большое. И с направлением он угадал.
Compass — типичный представитель индустрии PropTech (Property Technology), которая переживает взрывной рост последние пару лет. С 2012 по 2017 год в подобные стартапы по всему миру вложили $11 млрд, а только в 2018-м объем инвестиций в PropTech превысил $6 млрд. В России все не совсем так. Аналитики PWC и ФРИИ за 2017–2018 годы насчитали сделок на $16 млн. Разрыв огромный, хотя рост есть — в 2013-м объем сделок не превышал $1 млн. Почему PropTech-проекты не так популярны в России и можно ли надеяться на рост?
Доисторический софт
Рынок PropTech-стартапов разнообразен. Например, WeWork занимается коворкингами, а Airbnb помогает сдать или снять жилье. Маркетплейсы, CRM-системы, «умные» дома, стартапы, помогающие в строительстве, — всего почти 20 разных сегментов. Большинство из них существуют и в России, но проблема российского рынка — консерватизм и его крайне малый размер по сравнению с рынками США и Европы.