Почему держатели кредиток все чаще используют рассрочку при покупке еды

Дело либо в желании протестировать новую услугу, либо в стагнирующих доходах
Финансы Ретейл Банки Маркетинг Исследования РБК
Держатели кредитных карт стали чаще покупать в рассрочку продукты, сообщил «Русский стандарт» — крупнейший из банков, предоставляющих рассрочку по кредиткам. Единственный товар, который в рассрочку покупают чаще продуктов, — бытовая техника
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Доля покупок в продуктовых магазинах, оплаченных картами рассрочки, по итогам первого полугодия 2019 года составила 14% от общего числа товаров, купленных в рассрочку. Такие данные приводятся в подготовленном по просьбе РБК исследовании банка «Русский стандарт», который входит в топ-5 кредитных организаций по объему выданных кредитных карт. Крупные банки, опережающие «Русский стандарт» по объему выдачи, сейчас не выпускают карт с рассрочкой.

Таким образом, категория «фудретейл» поднялась с пятой позиции самых востребованных товаров, купленных в рассрочку, на вторую (в прошлом году ее доля составляла 9,3%). Чаще, чем продукты питания, россияне оплачивают картами рассрочки только бытовую технику и электронику (28,3% рассрочек по картам банка «Русский стандарт» за первые шесть месяцев 2019 года).

В основном продукты в рассрочку приобретаются в крупных торговых сетях, говорится в исследовании. К крупнейшим ретейлерам в России относятся Х5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»), «Магнит», «Лента», «Ашан» и «Дикси».

«Русский стандарт» позволяет переводить потраченные деньги с кредитных карт в статус рассрочки — для этого клиент после совершения покупки должен зайти в мобильное приложение банка и сделать соответствующую пометку. Таким способом можно расплачиваться во всех магазинах, а рассрочка может выплачиваться без процентов до 24 месяцев. Если покупка совершена в магазине-партнере, то переход бесплатный, если в стороннем торговом предприятии — за него придется заплатить. При этом крупных торговых ретейлеров в партнерах «Русского стандарта» нет.

Согласно данным Тинькофф Банка, по итогам второго квартала 2019 года лидером на рынке выпущенных кредитных карт является Сбербанк, который занимает 44,9% сегмента, далее следует Тинькофф Банк (13%), Альфа-банк (10,5%), ВТБ (7%), «Русский стандарт» (4,6%), «Восточный» (3,8%), Совкомбанк (2,1%). Общий объем рынка кредитных карт составил 1,5 трлн руб.

Почему это происходит

  • Для структуры потребительских трат в России всегда была характерна высокая доля расходов на продовольственные товары — по данным Росстата, их доля в общем розничном товарообороте составляет 48,5%. Это отражается на доле транзакций в продовольственных магазинах, которая традиционно высока по дебетовым, кредитным картам и картам рассрочки, говорит аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский.
  • Люди покупают продукты питания в рассрочку по двум причинам, считает старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов: либо из-за нехватки денег на еду, либо из-за финансовой выгоды, потому что некоторые карты предполагают беспроцентный период, повышенный кешбэк или скидки.
  • Гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов не видит проблемы в такой динамике: «Опция перевода кредитных средств в рассрочку является относительно новой для карт банка «Русский стандарт», поэтому их держатели просто тестируют функционал в тех категориях, где чаще всего совершают покупки, а это именно продуктовые магазины».
  • На рост доли продуктов при покупках в рассрочку влияет снижение реальных располагаемых доходов населения, подтверждает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин (они падают с 2014 года). Еще одна причина — рост предложения карт рассрочки, добавляет он.
  • Значительной доле населения приходится отказываться от части потребляемых товаров и услуг либо обращаться к заемным средствам, это может привести к еще большей закредитованности населения, но оценить эти риски сейчас достаточно сложно, предупреждает Логинов.
  • Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявлял, что из-за неустойчивых темпов роста необеспеченного потребительского кредитования в 2021 году в экономике может начаться рецессия. ЦБ принимает меры по охлаждению рынка, повышая для банков надбавки по рискам при кредитовании населения, в октябре вступит в силу специально разработанный для этого показатель предельной долговой нагрузки (ПДН). При этом рост потребкредитования уже замедляется третий месяц подряд, сообщал ЦБ.

Что говорят банки и ретейлеры

Совкомбанк не фиксирует изменения доли продуктов при оплате картами рассрочки «Халва». По карте рассрочки «Совесть» доля покупок в категории продуктового ретейла по сравнению с прошлым годом снизилась на 5–10%, однако это связано не с активностью клиентов, а с подключением большого количества новых партнеров из других категорий, объяснил директор по продукту и маркетингу карты рассрочки «Совесть» Павел Давидовский.

«Хоум Кредит» не смог предоставить данные о покупке продуктов в рассрочку.

В «Пятерочке» средний чек с использованием карт рассрочки выше, чем чеки по другим банковским картам, так как покупатели приобретают по картам рассрочки более дорогие продукты, рассказал представитель X5 Retail Group. Он подчеркнул, что после оформления такой карты частота посещения магазинов также растет. Однако, продолжает он, опыт «Перекрестка» показывает, что сделки с их использованием занимают менее 1% оборота, поэтому такие карты остаются нишевыми продуктами.