Сложные времена бывают везде и всегда. Но в каждой индустрии находятся лидеры, которые показывают стабильный рост, и аутсайдеры, либо стагнирующие из года в год, независимо от размеров бизнеса, либо вообще уходящие с рынка.
За десятки лет работы мы не видели ни одной компании, которая бы ни разу не попала в сложную ситуацию. Но видели принципиальную разницу в моделях поведения в этих ситуациях. Успешными становятся не те, у кого были уникальные обстоятельства, а те, кто смогли извлечь максимальную пользу из ситуаций, в которых требовались действия. Что делают компании, которые становятся лидерами? Они находят новые актуальные тренды, открывают для себя внешние рынки, формируют альянсы, адаптируют бизнес-модель, встраиваются в программы государственной поддержки, вовремя отказываются от неперспективных направлений, рынков, брендов, концентрируя ресурсы на перспективных.
Сжатие или шальные инвестиции
Первая модель поведения — «сжатие». Удержаться любой ценой: обрезать все лишнее, поменять менеджмент, затянуть пояса. Компании, как правило, успешно проводят переговоры с поставщиками и клиентами об изменении цен, на 5–10% сокращают операционные расходы. Однако на более глубокую трансформацию процессов и повышение производительности часто не остается ни времени, ни ресурсов.