РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Сергей Чумак и Денис Собе-Панек

Как успешно расти на рынке даже в сложные времена

Менеджмент Статьи РБК
Российский бизнес переживает сложные времена. У одних — действительно — падает выручка, растут затраты, снижается маржа. Но одновременно другие компании в тех же условиях вырастают. В чем проблема первых и секрет вторых?

Сложные времена бывают везде и всегда. Но в каждой индустрии находятся лидеры, которые показывают стабильный рост, и аутсайдеры, либо стагнирующие из года в год, независимо от размеров бизнеса, либо вообще уходящие с рынка.

За десятки лет работы мы не видели ни одной компании, которая бы ни разу не попала в сложную ситуацию. Но видели принципиальную разницу в моделях поведения в этих ситуациях. Успешными становятся не те, у кого были уникальные обстоятельства, а те, кто смогли извлечь максимальную пользу из ситуаций, в которых требовались действия. Что делают компании, которые становятся лидерами? Они находят новые актуальные тренды, открывают для себя внешние рынки, формируют альянсы, адаптируют бизнес-модель, встраиваются в программы государственной поддержки, вовремя отказываются от неперспективных направлений, рынков, брендов, концентрируя ресурсы на перспективных.

Сжатие или шальные инвестиции

Первая модель поведения — «сжатие». Удержаться любой ценой: обрезать все лишнее, поменять менеджмент, затянуть пояса. Компании, как правило, успешно проводят переговоры с поставщиками и клиентами об изменении цен, на 5–10% сокращают операционные расходы. Однако на более глубокую трансформацию процессов и повышение производительности часто не остается ни времени, ни ресурсов.

В краткосрочной перспективе такая стратегия дает эффект, но в долгосрочной не работает, особенно если сам рынок находится в системном кризисе из-за появления прорывных технологий, регуляторных ограничений или других макроэкономических факторов.

Вторая модель — «блиц-трансформация». Быстрые радикальные изменения. Когда сроки поджимают и времени на размышления нет, в компаниях часто возникают яркие идеи о новом будущем, и на их реализацию бросаются последние ресурсы. Будучи сырой и непроработанной, идея, не успев взлететь, «падает», принося убытки и вызывая вопросы. Вместо того чтобы выяснить причины произошедшего, произвести коррекцию курса или отказаться от реализации, компании продолжают «заливать» идею деньгами. Мы называем инвестиции в такие идеи «шальными».

Что можно сделать вместо этого? Более эффективен сбалансированный подход: