РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Павел Еранкевич

Выбросьте талмуды: как выбрать бизнес-стратегию

Менеджмент Кейсы РБК
Один из эффективных методов стратегического планирования — составление OGSM-плана (objective, goals, strategies, measures). Что прописать в таком плане и как часто стоит его обновлять?

Стратегическое планирование — это постоянный процесс, который должен всегда оставаться понятным, актуальным и вдохновляющим для каждого сотрудника компании. Общее видение основателя, возникшее в самом начале пути, со временем перерастает в гибкую структуру принципов, целей и задач, поддающуюся анализу и коррекции.

У нас есть OGSM-план

Один из эффективных методов стратегического планирования — OGSM-план (objective, goals, strategies, measures). Подход позволяет кратко и простым языком сформулировать все, что каждому сотруднику нужно знать о стратегии. На любом уровне принятия решений сотрудник может обратиться к этому документу, размещенному на ресурсах компании, и получить четкое руководство для принятия решений в рамках своих обязанностей.

Objective — это цель: она должна быть достаточно значимой и воодушевляющей, чтобы сотрудники стремились ее достичь.

Goal — это конкретная, измеримая задача для реализации в короткие сроки. Например, цель «быть самой профессиональной» включает анализ того, как компанию оценивают ее клиенты.

Strategies — свод принципов, по которым работает компания. Он состоит из приоритетов:

  • what — что нам нужно сделать, чтобы достичь цели,
  • how — как добиться достижения цели.

На практике Strategies работает так. К примеру, мы задаемся целью нарастить в своем портфеле долю безалкогольного пива. Для этого поставлены конкретные задачи по увеличению представленности безалкогольных напитков и информирования потребителей о них.

Четко определенное таким образом направление работы компании в целом стало понятным каждому работнику, и на своем уровне (в сети, в торговой точке или в своей бренд-группе) все теперь фокусируются именно на этом.

Результатом для нас стал рост портфеля безалкогольного пива и напитков двузначными темпами.

Measures — это ключевые цифровые индикаторы, которые мы постоянно мониторим, чтобы понимать, выполняется ли стратегия. Например, мы отслеживаем объем продаж, размер чистой прибыли, долю рынка.

Три принципа успешного стратегического планирования

Есть несколько базовых принципов стратегического планирования.