РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

На следующую смену парадигмы в ретейле уйдет 10–15 лет

Ретейл Продуктовый ретейл Интернет-торговля Маркетинг Статьи MarketMedia
О том, как освоить интернет как место продажи продуктов питания, как это пытаются сделать крупные отечественные ретейлеры, кто быстрее найдет ключ к сердцу российского покупателя, кому из них онлайн принесет несметные богатства, а для кого станет ловушкой
Фото:Михаил Мироненко / ТАСС
Фото: Михаил Мироненко / ТАСС

Похоже, офлайн-ретейлеры все-таки решили сменить прописку, пишет в колонке на MarketMedia Сергей Федоринов, сооснователь компании «ЦКБ42», директор по цифровому развитию и член совета директоров корпорации «Термекс». Интернет-продажи продуктов питания практикуют «О'Кей», «Ашан», «Азбука вкуса», «Магнит», «Лента» и «Перекресток». Не так давно о развитии этого направления заявила «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group), причем в качестве конкурентов она называет не российские сети, а китайского интернет-гиганта Alibaba, который с 2018 года торгует продуктами питания на российском рынке онлайн-торговли.

По данным исследования INFOLine, емкость розничного рынка онлайн-продаж продовольственных товаров России в 2018 году выросла почти на 50% и приблизилась к 23 млрд руб. Неудивительно, что мировой интернет-гигант Alibaba увидел в российском сегменте хорошие перспективы. Тестировать онлайн-продажи еды он уже начал с площадки Tmall, а продавать продукты российским потребителям будет компания Rural Taobao (входит в группу Alibaba). Однако пока доля продуктов питания в интернет-покупках россиян составляет 4–5%, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в то время как в Китае приближается к 15%.

Вместе с тем пока и китайские, и российские ретейлеры вынуждены преодолевать одни и те же барьеры. Основная сложность выхода на рынок РФ связана с ИТ и логистикой. В этом смысле и китайцы, и русские в одинаковом положении. Хотя у отечественных ретейлеров есть собственные склады и магазины, которые превращаются в пункты самовывоза онлайн-заказов, у них нет такого опыта, как у Alibaba, и единой модели быстрой доставки. А у Alibaba есть опыт по быстрой доставке, но нет сети магазинов в России, поэтому шансы пока равны.

Ставка на миллениалов

Еще один барьер для развития онлайн-фудретейла в России — недоверие потребителей. Мы уже привыкли покупать в интернете широкий спектр товаров повседневного спроса: от средств гигиены до одежды и техники, а вот свежее мясо или рыбу — еще нет. И здесь в помощь онлайн-ретейлу приходят поколение миллениалов и их формирующаяся привычка онлайн-потребления всего. Для этой категории потребителей не играют роли рациональные рассуждения: нужно/не нужно, выгодно/невыгодно.