Материал раздела Основной

Чем популярность онлайн-кредитов страшна для экономики Китая

Молодые китайские потребители, у которых пока нет стабильного дохода, решили взять деньги там, где они проводят больше всего времени — в интернете. Онлайн-платформы по выдаче кредитов стали так популярны, что теперь это угрожает экономике всей страны
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В прошлом июне долг Цзен Дзинпенга перед мобильным приложением составил около 10 тыс. юаней (94,1 тыс. руб.). Двадцатитрехлетний житель Шанхая покупает еду, одежду и даже путевки онлайн. А платит он с помощью Huabei, виртуальной кредитной карты, которую выпускает Alibaba Group Holding. Обычно траты Цзена превышают его доходы, при том что источник финансирования у него один — родители, ежемесячно перечисляющие 8 тыс. юаней (около 75 тыс. руб.). Молодой человек пытался выплатить долг в рассрочку или же взять новый кредит в Jiebei, другом подобном сервисе, также принадлежащем Alibaba. Но в итоге с задолженностью расквитались все те же родители.

История Цзэна типична для представителей китайского поколения Z — только формирующейся группы потребителей, родившихся в середине 1990-х — начале 2000-х. Доходы у них низкие, а за плечами нет почти никакой кредитной истории. Зато есть доступ к кредитам от множества банков, финтех-стартапов и сервисов для p2p-займов (от человека к человеку. — «РБК Pro»). Официальный уровень кредитных займов в первом квартале этого года вырос до 54% от ВВП. Рост составил более 4% в год. Как свидетельствуют данные S&P Global, показатели Китая все еще ниже, чем аналогичные цифры в США (66%), Гонконге (72%) или Южной Корее (100%). Но быстрый рост беспокоит представителей регуляторов и аналитиков. В середине июля рейтинговое агентство Fitch Ratings обратило внимание на то, что за такими периодами подкрепляемого кредитами потребления часто следует резкий откат рынка.