РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как цифровая трансформация меняет девелопмент

Строительство Цифровизация Статьи РБК
Максим Берлович, глава Московского территориального управления Группы «Эталон», — о преодолении инерции, эффективных инструментах и устойчивом росте строительных компаний

Преодоление инерции

Долгие годы девелопмент, в сущности, ограничивался своей индустриальной составляющей и ее статистическим выражением: единицы жилья, метраж жилых и нежилых помещений, нормативы по социальным объектам и благоустройству, инженерная инфраструктура. В центре внимания отрасли были территории и проекты. Застройщики отказывались от непрофильных функций, потому что не видели в них дополнительных возможностей. Эксплуатация сданного фонда связывалась исключительно с затратами, а не с потенциальными выгодами. Консервативные установки и традиционное сопротивление, продиктованные необходимостью снижать издержки и удерживать позиции на рынке, еще работают, но уже непродуктивны.

Условия рынка стали менее комфортными для девелоперов: изменились законодательство, экономика проектов, покупательские приоритеты, качество и содержание самого строительного продукта. С развитием информационных технологий фокус сместился в сторону потребителя и коммуникации с ним, и цифровая трансформация в других сферах и отраслях создает определенный потребительский стандарт и привычку иметь быстрый, комфортный и полноформатный доступ к услугам. Это формирует определенный уровень ожиданий по отношению к другим сферам, в том числе к строительству. Покупатели недвижимости быстро меняются. Если раньше клиента интересовала только крыша над головой, то теперь он ждет пользы и функциональности от каждого квадратного метра: все большую популярность набирает концепция «пространство как сервис» (Space as a Service), а вслед за потребителем развивается вся отрасль.

Малые команды быстро усваивают и развивают новые идеи, управленческая структура больших компаний не позволяет им так оперативно отслеживать изменения в информационном поле. Американские и европейские девелоперы уже активно инвестируют в стартапы, которые формируют цифровые экосистемы в жилых проектах, способствуют цифровой трансформации всей отрасли. Информационные технологии помогают улучшить девелоперский продукт, создавать инновационные бизнес-модели и повышать эффективность бизнеса. Американская практика показывает, что приобретение готовых стартапов является более рациональной тактикой для девелоперов, чем выращивание собственных. Постепенно такую практику осваивают и российские компании.