Опубликовано 19.08.2019, 11:05
Я работал над несколькими стартапами и могу дать один совет: прежде чем составлять презентацию для инвесторов, найдите как можно больше причин обойтись без привлечения внешнего капитала. Надеюсь, это утверждение не вызовет ни у кого ни шока, ни удивления. Привлечение внешнего капитала — это всегда риск для основателей стартапа, поэтому лучше свести его к минимуму. Почему? Если ваш стартап растет, то через год будет стоить в 1,5–2 раза больше, чем сейчас. Если вы сможете продержаться следующие 12 месяцев без привлечения внешних инвестиций и не снизить темпов роста, то получите не менее 50% годовой доходности.
Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда инвесторы предлагали больше денег, чем требовалось компании. Если удавалось избежать соблазна легких денег (на самом деле это самый дорогой вид капитала), в результате за ту же долю в проекте получал впоследствии намного больше. Самое же главное, что с меньшим бюджетом удавалось эффективнее направлять фокус усилий.
Итак, вы все-таки решили, что без внешнего капитала не обойтись. Что надо сделать в этом случае?
Это могут быть:
Это четыре основные причины, по которым стартапы привлекают деньги на ранних стадиях (до $15 млн капитала). Они выстроены по возрастанию вероятности привлечения денег.
Если ваш случай четвертый и клиентов больше, чем возможностей их обслужить, эту статью читать не надо, у вас и так все хорошо. А теперь рассмотрим остальные случаи.