Мой партнер Рустам Исмайлов уже много лет консультирует одну компанию и ее владельца. За это время бизнес прошел путь от структуры, которая полностью замкнута на акционере, до формализованных бизнес-процессов под руководством наемного управляющего, которые стабильно приносят прибыль.
Но что-то не давало собственнику, назовем его Сергеем, покоя. Иногда он внезапно подключался к операционной работе, начинал давать указания сотрудникам и настойчивые советы своему управляющему. А затем исчезал на месяц. Так продолжалось какое-то время, после чего управляющий решил покинуть эту компанию и нашел другое место работы. Не такое доходное, но поспокойнее. А управлять бизнесом, как несколько лет назад, снова взялся Сергей. Правда, продажи упали и прибыль стала уже не та, что раньше. Спустя несколько месяцев Сергей признал свою ошибку и скрепя сердце попросил управляющего вернуться в компанию. Но тот не согласился.
Что двигало приступами активности Сергея? Очень точную формулировку генезиса подобных ситуаций и одновременно один из лучших советов для собственника компании я услышал на одном из круглых столов о семейном бизнесе от основателя сети ресторанов. Как и Сергей, он однажды оставил операционное управление своим бизнесом и возглавил совет директоров. Но по привычке продолжал давать указания подчиненным нового президента компании. Спустя некоторое время президент спросил основателя, действительно ли он дает указания сотрудникам, ведь это существенно ухудшает управляемость. Только тогда основатель сети ресторанов осознал проблему. С тех пор, чтобы преодолеть подобную ситуацию, он дает один совет — расслабь свое эго. О таком же принципе говорил Маршалл Голдсмит, специалист по организационному поведению, один из самых влиятельных бизнес-мыслителей мира по версии Thinkers 50 — оставьте свое эго за дверью, сосредоточьтесь на цели.
Возможно, собственник действительно может принять более верное тактическое управленческое решение. Но если его цель — трансформация «владельцецентрической» компании в работающую автономно бизнес-машину, локальное улучшение тактических показателей лишь уводит бизнес в другом направлении.