РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

В Азию — со своим бизнесом: почему западные подходы там не работают

Интернет-торговля Статьи Ecommpay
Одри Оттевангер, региональный директор Ecommpay в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рассказывает, как завоевать трудный, но очень перспективный рынок онлайн-коммерции Юго-Восточной Азии
Фото:Jerome Favre / Bloomberg
Фото: Jerome Favre / Bloomberg

В 11 странах Юго-Восточной Азии относительно компактно проживают 60% населения планеты (4,5 млрд человек), которые дают около 20% мирового ВВП.

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона также приходится более половины мирового оборота интернет-торговли — $1,365 трлн. К 2021 году этот объем обещает вырасти до $3 трлн, что заставляет многие технологичные компании Европы и США искать выходы на такой перспективный рынок. Так, в первом полугодии 2018-го совокупный объем иностранных инвестиций в экономику Таиланда вырос на 53% и достиг $7,6 млрд. На Филиппинах этот показатель вырос в шесть раз, со $144 млн до $861 млн. Другие страны региона также демонстрируют заметный рост прямых инвестиций.

Однако традиционные западные подходы к ведению дел в азиатских странах срабатывают далеко не всегда, какие бы звездные бизнес-команды ни брались за продвижение в этом регионе. Множество местных нюансов и факторов превращают выход на азиатские рынки в настоящий вызов для иностранцев.

Рассмотрим некоторые специфические особенности электронной коммерции в наиболее перспективных с точки зрения роста продаж странах региона.

Как покупают в Азии

Одно из ключевых отличий e-commerce в Азии от других регионов мира — фрагментированность рынков. Даже высокая степень проникновения интернета в жизнь людей во многих странах вовсе не означает, что там интернет-шопинг популярен. Например, Япония с 94% покрытия интернетом занимает лишь третье место в мире по количеству пользователей Всемирной паутины. По этому показателю ее опережают Китай и Индонезия, где проникновение интернета находится всего лишь на уровне 54 и 50% соответственно.

Другая важная особенность азиатского рынка — повсеместное использование смартфонов для выхода в интернет и покупок. Большинство азиатских стран пропустили эпоху персональных компьютеров, начав освоение интернета сразу с использования мобильных устройств. Восемь из десяти китайских пользователей заходят в Сеть только со смартфона. Исключения — Япония, Филиппины и Вьетнам. Но если для филиппинских и вьетнамских пользователей популярность компьютеров объясняется относительно низким уровнем жизни и общим отставанием в технологиях, то в Японии распространенность ПК связана скорее с демографическими особенностями: средний возраст жителей страны, по данным 2016 года, — 46,5 года.

Третье важное отличие покупательского поведения в Азии — ярко выраженная омниканальность. Люди предпочитают искать товары и услуги с помощью мобильного интернета, совершать покупки на настольном компьютере или ноутбуке и забирать товар самостоятельно в пунктах выдачи. В глазах потребителей такой способ шопинга считается наиболее надежным. По данным компании ValueWalk, уровень конверсии интернет-магазинов в Индонезии на 200% выше при посещении со стационарного компьютера, при том что 70% всего объема посещений составляет мобильный трафик.