Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Стартапы и строители: когда инвесторы придут в российский PropTech Недвижимость, 24 авг, 15:03 Битва кетчупов: как новички выдавливают с рынка старожилов — Bloomberg Потребительские товары, 23 авг, 17:36 Денис Косенков: онлайн-торговлю лекарствами и алкоголем надо легализовать Интернет-торговля, 23 авг, 17:05 Биохакинг: люди становятся ближе к роботам. Дайджест иностранных СМИ Медицина, 23 авг, 16:28 Дайте только часть правды: как не допустить саботажа в компании Менеджмент, 23 авг, 16:00 Кейс «Обуви России» по запуску пунктов выдачи сторонних онлайн-заказов Интернет-торговля, 23 авг, 15:31 Что ждет российский рынок заменителей грудного молока Потребительские товары, 23 авг, 15:08 Команде нужна «химия»: почему мы отказались от сотрудников на удаленке HR, 23 авг, 14:36 В Азию — со своим бизнесом: почему западные подходы там не работают Интернет-торговля, 23 авг, 13:47 Власть холакратов: нужны ли начальники в современной компании Менеджмент, 23 авг, 13:10 Четыре способа предсказать скорую рецессию Финансы, 23 авг, 12:08 Почему растет популярность сервисов для знакомств IT, 23 авг, 10:00 Выгодная благотворительность: зачем компаниям нужны необычные управленцы Маркетинг, 23 авг, 09:58 Смотрите у меня! Как медиамагнаты ввязываются в бой с Netflix — Bloomberg IT, 23 авг, 09:14
 
0 
В чем сила: какие бизнес-стратегии можно позаимствовать у ИТ-гигантов
IT Интернет-торговля
Денис Собе-Панек, партнер Strategy Partners, рассказывает о трех фундаментальных причинах успеха современных цифровых гигантов. Владельцам бизнеса или управленцам полезно знать их, чтобы взвешенно оценивать и угрозы, и возможности для своих компаний
Фото: Thomas Peter / Reuters

Границы стираются

В 2015 году Эрик Шмидт, тогда еще председатель совета директоров Google, на Всемирном экономическом форуме в Давосе сказал: «Интернет исчезнет. Будет так много IP-адресов, так много устройств, датчиков, вещей, которые на вас надеты, вещей, с которыми вы взаимодействуете, что вы перестанете это даже ощущать».

Четыре года спустя с этими словами сложно спорить. Статистика по итогам 2018 года:

  • количество уникальных пользователей интернета составляет 4,4 млрд человек (58% населения Земли);
  • более 5 млрд человек пользуются мобильными телефонами, причем две трети из них — смартфоны;
  • на конец 2018 года человечество провело онлайн больше 1 млрд лет, а каждый человек ежедневно тратит не менее четырех часов на интернет.

Цифровая плотность среды повышается, что подтверждает версию «исчезновения интернета»: границы между онлайном и офлайном стираются.

Потребительская парадигма меняется

В бизнес-среде цифровизация идет неравномерно: если телеком и медиа давно перекочевали на цифровые носители и в социальные сети, то, например, в сельском хозяйстве и здравоохранении изменения не так заметны. Предприниматели или наемные менеджеры, которые работают в индустрии, меняющейся не так быстро, могут сделать из этого факта два противоположных вывода:

  • можно не дергаться;
  • я могу ввести изменения первым и возглавить процесс.

Выбор будет делать конкретный руководитель в зависимости от того, имеет ли он амбиции, готов ли рисковать.

Но темп изменений нарастает, и есть один ключевой сдвиг, который невозможно игнорировать. Авторы книги What’s your digital business model? (Peter Weill и Stephanie Woerne, оба — профессора MIT) говорят о нескольких типах цифровых бизнес-моделей для организаций нового поколения. Их различия связаны либо с близостью к потребителю и фокусом на создании лучшего клиентского опыта, либо с участием (или неучастием) в экосистеме.

Под экосистемой в этом случае подразумевается совокупность продуктов и услуг в непересекающихся вертикалях (мобильная связь, банкинг, интернет-торговля, стриминг и т.п.), которые получают выгоду от сетевых эффектов: умных кросс-продаж, единой клиентской базы данных, технологий и бренда. Большинство цифровых гигантов создают свои экосистемы. С ростом цифровой плотности их доля в мировой экономике уверенно обходит долю традиционных индустрий. Совокупная капитализация топ-10 экосистем мира, среди которых Apple, Google, Amazon, Yandex и т.п., в три раза выше капитализации топ-10 нефтегазовых гигантов (BP, Shell и пр.)

Одна из четырех бизнес-моделей, сочетающая максимальную близость к потребителю и полную интеграцию в экосистему, называется «драйвером экосистемы» (на англ. Ecosystem Driver). Ключевой сдвиг, который она отражает, и я предлагаю обратить на это особое внимание, — смена потребительской парадигмы: желание людей получить все в одном месте, желательно — нажатием одной кнопки.

Экосистемы уже довольно хорошо адаптированы к поведению «цифрового потребителя» и почти не имеют физических ограничений для масштабирования. Поэтому, чтобы обеспечить высокие темпы роста и удовлетворять амбиции акционеров, они выходят и будут продолжать выходить в офлайн и несвойственные для себя индустрии. Обладая практически безграничным финансовым рычагом и тотальным доверием потребителей, сегодняшние цифровые экосистемы монополизируют целые отрасли. Джефф Безос, бессменный CEO Amazon и самый богатый человек в мире, выразил свою бизнес-стратегию фразой: «Your margin is my opportunity». Что означает: «Ваша прибыль — это моя возможность для роста».

Три причины успеха

Есть три фундаментальные причины успеха современных цифровых гигантов, которые важно понимать владельцу бизнеса или управленцу, чтобы взвешенно оценить угрозы и возможности для своего бизнеса в мире экосистем.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ