Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
«А вы точно доктор?»: почему в ИТ не берут без ученой степени — Bloomberg HR, 10:25 Какие фразы-клише искренне ненавидит экс-глава Adidas Менеджмент, 09:04 Зачем ретейлу нужна геопространственная аналитика Потребительские товары, 08:17 Как British American Tobacco смогла вернуться на авиарейсы Маркетинг, 07:30 Глава iGooods Григорий Кунис: «Тяжело договориться, когда ты никто» Потребительские товары, 16 сен, 18:01 Беспокойная гавань: как офшорной компании соблюдать новые требования Право, 16 сен, 16:44 Как выбрать доменное имя в гостиничном бизнесе IT, 16 сен, 15:59 Вход в Нарнию: какие складские процессы ретейлеру стоит доверить машинам Логистика, 16 сен, 15:06 Удиви меня: как ретейлеру использовать экономику впечатлений Потребительские товары, 16 сен, 14:13 Работает ли скандальная реклама: как Reebok обошла Gillette и IKEA Маркетинг, 16 сен, 12:59 Ключевые события продуктового ретейла. Дайджест новостей Потребительские товары, 16 сен, 12:02 Как вести бизнес в Африке: Часть 1 Менеджмент, 16 сен, 10:54 Ген обмана: как стартап дошел до подделки ДНК-тестов — Bloomberg Медицина, 16 сен, 08:03 Как раскрутить корпоративный Instagram Маркетинг, 16 сен, 07:48
 
0 
Герман Шеховцев Принцип дворовой команды — в прошлом: как навести порядок в компании
Менеджмент
Время, когда компании могли эффективно работать по принципу дворовых футбольных команд «куда мячик, туда и пацаны», закончилось. Законы эффективности изменились. Собственники, которые этого не понимают, рискуют увязнуть в текучке и утопить компании

Теоретический аспект управления

От уровня организации процесса зависит эффективность работы производства, подразделения или компании в целом. Первое лицо, управленец, всегда берет на себя ответственность за рентабельность бизнеса, достойные зарплаты, социальные гарантии, наличие средств для инвестиций, лучшие на рынке технологии.

Основателем административной школы управления считают Анри Файоля, который на рубеже XIX–XX веков был управляющим горнодобывающей компании Societe de Commentry, Fourchambault et Decazeville. За несколько лет управления ему удалось превратить убыточное предприятие в процветающую компанию.

На основании своего опыта и разработок Фредерика Тейлора (американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии. — «РБК Pro») успешный промышленник создал логически стройную теорию менеджмента. Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла в основу современной теории организации.

Управленцам хорошо известны пять функций менеджмента:

  1. планирование,
  2. организация,
  3. мотивация,
  4. контроль,
  5. координация.

и 14 принципов управления, сформулированных Файолем:

  1. разделение труда,
  2. полномочия и ответственность,
  3. дисциплина,
  4. единоначалие,
  5. единство действий,
  6. подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим,
  7. вознаграждение,
  8. централизация,
  9. иерархия,
  10. порядок,
  11. справедливость,
  12. стабильность персонала,
  13. инициатива,
  14. корпоративный дух.

Эффективность в теории и на практике

Личный опыт и анализ научных работ позволяют мне говорить о том, что многоступенчатые критериальные матрицы анализа, подразумевающие детальный технико-экономический анализ деятельности предприятия, которые так любят публиковать в научных журналах, серьезно оторваны от реальности. Они интересны в большей степени аспирантам, пишущим диссертации.

Для управленца-практика актуальны два показателя: затраты и прибыль. Фактически эффективным будет производство, которое, потратив минимум, получит максимум. Все остальное стоит оставить теоретикам — они отлично считают коэффициенты, в конце концов подтверждающие формулу «минимум затрат = максимум прибыли» (справедливости ради надо отметить, что использование разнообразных формул и коэффициентов очень полезно для сравнения деятельности компаний в различных условиях хозяйствования: разные системы налогообложения, разные отрасли и пр.).

Десять самых дорогих компаний мира

Журнал Fortune Global ежегодно формирует список самых дорогих компаний мира. По сути, это топ предприятий, которые сумели организовать свое производство так, чтобы заработать в разы больше, чем конкуренты. Первые десять позиций в рейтинге прошлого года занимают:

  1. Apple;
  2. British American Tobacco;
  3. Berkshire Hathaway;
  4. Industrial & Commercial Bank of China;
  5. Samsung Electronics;
  6. China Construction Bank;
  7. Verizon;
  8. AT&T;
  9. Agricultural Bank of China;
  10. Bank of China.

Интересно, что в списке присутствуют четыре китайские компании. Вполне возможно, что по итогам текущего года ситуация изменится в связи с большой вероятностью полноразмерной торговой войны между Китаем и США. Из российских компаний в рейтинг вошли «Газпром» (49-е место) и Сбербанк (205-е).

Как эффективность понимают в России

Понятнее и правильнее всего определять эффективность показателем динамики роста прибыли. Можно говорить об отложенном росте, связанном с особенностями инвестиционного цикла, с этапом конкурентной борьбы, но в понятной перспективе рост должен быть, притом выше, чем у конкурентов.

Россия в связи с этим уже ничем не отличается от других стран, за исключением удивительных случаев, когда собственники уже далеко не маленьких компаний все еще меряют свой успех суммами, приходящими на счет.

С трудом верится, но до сих пор встречаются владельцы компаний с миллиардными рублевыми оборотами, которые слышали красивые слова вроде EBITDA или «чистая прибыль», но им недосуг разобраться, что это такое, — ведь «денег пока хватает».

Методы оценки эффективности

Эффективное управление компанией складывается из идеально синхронизированного эффективного управления главными процессами деятельности предприятия: финансы, закупки, производство, сбыт, персонал, маркетинг.

Критерии оценки эффективности отдельных функций всегда привязываются к единой цели предприятия. Все очень просто: есть главная цель, для ее достижения определяются цели каждой функции. Устанавливаются сроки достижения этих целей, в контрольных точках выполняются проверки.

Работая над достижением целей, руководителям и участникам процесса важно синхронизировать действия и периодически проверять, не надо ли что-то изменить в целеполагании или способах измерения.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ