РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Школы бесповоротно уродуют нас: Сет Годин о побочных эффектах образования

Менеджмент Статьи
Почему нам приходится расплачиваться за школьное образование в течение всей своей жизни, без чего успех бизнесу не светит и почему не надо дожидаться опаздывающих — в подборке высказываний американского предпринимателя Сета Година
Сет Годин
Сет Годин (Фото: Nancy Kaszerman / ZUMA / ТАСС)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.

Сет Годин — американский предприниматель, экономист, автор деловых книг, оратор. Степень по маркетингу получил в бизнес-школе Стэнфордского университета. Ведет блог о маркетинге. Был бренд-менеджером в Spinnaker Software, создал компанию YoYoDyne, которая позднее была продана гиганту Yahoo! , запустил интернет-стартап Squidoo. Среди популярных книг предпринимателя:

  • «Это маркетинг»;
  • «Фиолетовая корова»;
  • «Яма»;
  • «Попробуй — получится».

Расплата за школьное образование

Образование не синоним обучению. Образование — обязательно, обучение — добровольно. Стать хорошим специалистом, только читая книжки и участвуя в профильных викторинах, невозможно. Для профессионального успеха необходимо желание его достичь.

По мнению Сета Година, школы препятствуют нашему обучению. Мы тратим около 15 лет на получение образования, а потом в течение жизни расплачиваемся за это. Сейчас много возможностей для получения альтернативного образования практически в любой сфере — курсы, тренинги, онлайн-уроки. Однако все равно мы не можем научиться всему тому, чему бы могли: школа оставила слишком глубокий след. Годин выделил плохие привычки, которые мы впитываем со школьных лет.

  • Фокусируемся на тестах. Потому что только так мы можем получить то, чего хотим, — высокие оценки, баллы, степени. В действительности оценки оказываются не так важны.
  • Уверены, что нужно выполнить задание на «отлично» с первого раза. Это побочный эффект от обучения, основанного на тестах. В традиционной школе плата за ошибки велика, поэтому нет смысла брать на себя захватывающие задачи или учиться на собственном опыте, что в реальном мире — единственный способ обучения. Если вы не хотите осваивать что-то новое и получать опыт, вероятно, вы не хотите учиться.
  • Не вносим свой вклад. Школа воспитала в нас боязнь публичных выступлений. Однако напряжение и сосредоточенность, появляющиеся в моменты, когда нужно презентовать что-либо перед аудиторией, помогают увидеть себя в ином свете.
  • Ищем самый простой ответ. И упускаем нюансы. Хотя в реальной жизни именно детали лежат в основе успеха, так же как и радость от выполнения важной работы.
  • Распыляемся на многие дисциплины. Традиционное школьное образование поощряет многозадачность и «широко распространенную бездарность», выставляя оценки «хорошо», означающие, что задание выполнено относительно нормально, быстро и можно приступать к другим делам. Школа способствует получению широких, но не глубоких знаний. И не заинтересована в том, чтобы мы становились еще лучше в тех дисциплинах, в которых мы и так преуспеваем.