РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Налоговый скрининг: как проверить контрагента самостоятельно

Право Финансы и бухгалтерия Инструкции СКБ Контур
Заключение сделки с неблагонадежным контрагентом может повлечь за собой коммерческие и налоговые риски. На что важно обратить внимание при проверке компании, рассказывает Кристина Гнездилова, ведущий эксперт «СКБ Контур»
Фото:Andrew Harrer / Bloomberg
Фото: Andrew Harrer / Bloomberg

Сознательные предприниматели проверяли партнеров всегда — чтобы обезопасить себя от мошенников, сохранить деньги и репутацию. Однако сейчас такие проверки стали не просто желательны, а обязательны. В 2017 году Налоговый кодекс дополнили статьей 54.1, которая регулирует правила исчисления налоговой базы и суммы налогов. К рискам сделки с недобросовестным контрагентом добавились санкции от налоговой.
В случае налоговой проверки нужно обосновать получение налоговой выгоды и доказать реальность исполнения сделки. Если инспекторы докажут, что налоговая выгода была необоснованной, то компания заплатит штраф — 20% от неуплаченной суммы налогов. Если инспектор докажет умысел, то сумма штрафа возрастет до 40% (ст. 122 НК). А на сумму недоимки дополнительно начислят пени (ст. 75 НК).

Чтобы избежать штрафов, нужно подойти к проверке серьезно. Важно не просто формально собрать пачку документов, а реально удостовериться в том, что контрагент в состоянии самостоятельно осуществить сделку. Признаки недобросовестности обнаружите не только вы, но и контролирующие органы. Даже если контрагент выполнил свои обязательства, налоговая может посчитать сделку подозрительной и прийти с проверкой.

Стандартных правил проверки контрагентов не существует. Но Налоговая служба сформировала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Их можно найти на официальном сайте ведомства, в приложении № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. На основании этих рекомендаций рассмотрим основные источники и данные, на которые следует обратить внимание при проверке контрагента.