РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Частные клиники в России: что привлекает и отталкивает пациентов

Медицина Исследования РБК
Агентство «РБК Исследования рынков» провело анализ российского рынка медицинских услуг. Эксперты выяснили, кто обращается в частные медицинские учреждения, каких врачей посещают чаще всего и что важно для россиян при выборе клиники
Фото:Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Пациенты частных клиник

Аналитики опросили 3864 жителей России от 18 до 54 лет. С мая 2018 года по май 2019 года 46,1% из них посетили частные клиники, лаборатории и медицинские центры. Этот показатель остается близким к 50% на протяжении пяти лет: услугами частных клиник стабильно пользуется половина населения России.

При этом только 4,5% опрошенных полностью отказались от бесплатного медицинского обслуживания. Из-за снижения реальных доходов населения не все россияне могут позволить себе оплачивать посещение врача или полис дополнительного медицинского страхования (ДМС). 75% опрошенных заявили, что не могут обойтись — полностью или частично — без полиса обязательного страхования (ОМС).

Примерно в 73% случаев обращения в частные клиники пациенты платят за лечение или другие услуги. В остальных случаях они используют:

  • полис ОМС: чаще всего для лечения у травматологов или ортопедов, педиатров и терапевтов
  • полис ДМС: при обращении к терапевтам, неврологам, кардиологам и гастроэнтерологам.

Если распределить клиентов частных клиник по уровню дохода, мы получим картину, сходную с распределением по доходам всего населения России.

В целом платными услугами в частных клиниках пользуются все социальные группы. При этом большая часть опрошенных клиентов частных учреждений — 36,3% — молодежь 25–34 лет. Эта же группа составляет 44,8% потребителей, которые полностью отказались от посещения государственных медицинских учреждений.

61,1% пациентов и потребителей услуг частных клиник — женщины, 38,9% — мужчины.