РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Светлана Василенко

Какие модели приходят на смену стандартным франшизам

Медицина Менеджмент Статьи РБК
Почему крупные российские франчайзеры ищут новые форматы партнерства и как адаптируют свои бизнес-модели для предпринимателей из малых городов, рассказывает директор по франчайзингу лаборатории «Гемотест» Светлана Василенко

Франчайзинг меняет прописку

На первый взгляд кажется, что темпы развития, которые российский франчайзинг взял несколько лет назад, позволяют крупным сетям продолжать развиваться, ничего не меняя в своей бизнес-модели. Эксперты из РАФ (Российская ассоциация франчайзинга) фиксируют ежегодный прирост рынка на 10–15%. За последние десять лет число франчайзинговых объектов увеличилось почти в 5 раз, и, по прогнозам аналитиков, тенденция сохранится: в ближайшие пять лет оно вырастет еще вдвое.

Однако структура рынка со временем меняется, и компаниям, которые заинтересованы в развитии не только собственной, но и партнерской сети, приходится учиться быть максимально гибкими и быстро реагировать на новые тренды. Бурный рост, который франчайзинг показывает сегодня, во многом связан с расширением его географии. Если всего несколько лет назад основными драйверами развития были Москва и десяток городов-миллионников, сегодня партнерский бизнес уходит все глубже в регионы. 20% рынка уже сейчас приходится на города с населением до 300 тыс. человек, и мы видим, что интерес предпринимателей в малых городах к открытию бизнеса по франшизе только растет.

Характерно, что при этом все более популярными становятся франшизы с небольшим объемом инвестиций: похожая доля рынка (около 20%) приходится на бизнес, затраты на который не превышают 1 млн руб. Есть и другие цифры: по данным портала Franshiza.ru, например, 40% инвесторов интересуются бизнесом со стартовым капиталом до 500 тыс. руб., а франшизы общей стоимостью 1–3 млн руб. привлекают лишь 20–25% предпринимателей.