РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Им кажется, что у них есть стратегия»: Портер — об иллюзиях директоров

Менеджмент HR Статьи
Сколько часов в день тратит начальник на работу, почему не стоит отправлять рабочие письма ночью и в выходные дни, а также о том, что ждет компанию, которая будет делать то же самое, что и конкуренты, но лучше, — в подборке высказываний Майкла Портера
Майкл Портер
Майкл Портер (Фото: Adam Rountree / Bloomberg)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.

Майкл Портер — американский экономист, профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы. Является специалистом в области экономической конкуренции, разработал теорию конкурентных преимуществ стран. Был консультантом в правительстве США. В 2005 году Минэкономразвития России заказало Портеру исследование о конкурентоспособности страны. Выступал в роли бизнес-консультанта в компаниях:

  • AT&T,
  • DuPont,
  • Royal Dutch Shell,
  • Procter&Gamble.

Самые популярные книги экономиста:

  • «Конкурентная стратегия»,
  • «Конкуренция»,
  • «Конкурентное преимущество».

Всепоглощающая работа руководителя

Как именно глава компании распоряжается своим временем, критически важно не только для его личной эффективности, но и для всей компании. Время, которое генеральные директора тратят на решение конкретных рабочих задач, а также вопросы, обсуждение которых происходит только с их личным присутствием, сигнализируют подчиненным о приоритетах компании. При этом главе важно составить сбалансированный график. Проводя с коллегами слишком мало времени, он рискует получить репутацию оторванного от рабочих реалий руководителя. Напротив, излишнее участие во внутренних процессах подрывает инициативу подчиненных.

Как правило, загруженность руководителя мало у кого вызывает сомнение. Однако, чем именно занят начальник, часто не всегда понятно. Майкл Портер вместе с другим профессором Гарвардской школы бизнеса Нитином Норией в 2006 году опросил 27 глав компаний на тему того, как они распределяют свое время. В итоге было проанализировано практически 60 тыс. часов.

Так, в будний день руководители в среднем работают 9,7 часа. Однако работа не дает покоя и в выходные, и в отпусках. Примерно 79% выходных и 70% отпускных дней начальники заняты решением бизнес-задач. В выходные дни они тратят на работу около 3,9 часа в день, в отпуске — в среднем 2,4 часа.