РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Погоны под пиджаком: как военные заняли командные высоты в бизнесе Китая

Менеджмент Кейсы РБК
Отставные военные десятилетиями составляли костяк китайского менеджмента — они основали такие компании, как Lenovo и Huawei, и управляли ими с помощью армейской дисциплины. Однако армия страны, похоже, перестает быть источником кадров для компаний
Лю Чуаньчжи
Лю Чуаньчжи (Фото: Bobby Yip / Reuters)

1 августа в Пекине прошли торжества, приуроченные к 92-й годовщине образования Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Здравицы и байки из армейской молодости звучали не только в кругу профессиональных военнослужащих — своим праздник вправе считать и многие китайские предприниматели, чья карьера начиналась в рядах вооруженных сил. Среди них — действующие или бывшие главы Lenovo, Huawei, «Ваньда» и других крупных частных компаний.

По мнению бизнес-аналитика и полковника в отставке Чжан Цзяньхуа, до 40% генеральных директоров или их замов в 500 крупнейших китайских компаниях имели опыт службы в вооруженных силах. В компаниях меньшего размера треть руководителей высшего звена прошли через структуры НОАК. А в локомотиве китайской экономики — дельте Жемчужной реки (где расположены такие города, как Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Гонконг) — около 60% топ-менеджеров являются выходцами из армейской среды. Однако китайский бизнес меняется, и на пятки отставным военным наступают более молодые поколения руководителей, сформировавшиеся из университетских преподавателей и технократов. Утратят ли военные свои позиции в крупном бизнесе?