Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Стартапы и строители: когда инвесторы придут в российский PropTech Недвижимость, 24 авг, 15:03 Битва кетчупов: как новички выдавливают с рынка старожилов — Bloomberg Потребительские товары, 23 авг, 17:36 Денис Косенков: онлайн-торговлю лекарствами и алкоголем надо легализовать Интернет-торговля, 23 авг, 17:05 Биохакинг: люди становятся ближе к роботам. Дайджест иностранных СМИ Медицина, 23 авг, 16:28 Дайте только часть правды: как не допустить саботажа в компании Менеджмент, 23 авг, 16:00 Кейс «Обуви России» по запуску пунктов выдачи сторонних онлайн-заказов Интернет-торговля, 23 авг, 15:31 Что ждет российский рынок заменителей грудного молока Потребительские товары, 23 авг, 15:08 Команде нужна «химия»: почему мы отказались от сотрудников на удаленке HR, 23 авг, 14:36 В Азию — со своим бизнесом: почему западные подходы там не работают Интернет-торговля, 23 авг, 13:47 Власть холакратов: нужны ли начальники в современной компании Менеджмент, 23 авг, 13:10 Четыре способа предсказать скорую рецессию Финансы, 23 авг, 12:08 Почему растет популярность сервисов для знакомств IT, 23 авг, 10:00 Выгодная благотворительность: зачем компаниям нужны необычные управленцы Маркетинг, 23 авг, 09:58 Смотрите у меня! Как медиамагнаты ввязываются в бой с Netflix — Bloomberg IT, 23 авг, 09:14
 
0 
Анна Рудакова Пол дела: как гендерное равенство влияет на финансовые показатели бизнеса
HR
Мировые исследования подтверждают взаимосвязь между успехом компании и гендерным составом сотрудников. Однако российскому бизнесу все еще не удается расценивать равенство мужчин и женщин как инструмент капитализации

В 2016 году до ООН дошла жалоба россиянки Светланы Медведевой. Она отучилась на техника-судоводителя, но не смогла устроиться на работу по профилю — на должность моториста-рулевого. Работодатель отказал ей в трудоустройстве, сославшись на ст. 253 Трудового кодекса (ТК) РФ («Работы, на которых ограничивается применение труда женщин»).

Российские суды встали на сторону работодателя, но Светлана обжаловала нормы законов за рубежом. Комитет по правам человека ООН посчитал, что запрещать женщине работать по специальности на основании наличия у нее репродуктивной функции — это абсолютная дискриминация по признаку пола, основанная на стереотипах, и рекомендовал России пересмотреть список профессий, к которым у женщин нет доступа.

В июне 2019 года гендиректор и председатель правления «Магнита» Ольга Наумова покинула пост. В «Магните» заявили, что причиной стали ее разногласия с советом директоров по поводу стратегии развития компании. Однако сама Ольга Наумова в интервью Forbes рассказала о сложностях, с которыми сталкиваются женщины в крупнейших торговых сетях, о жестком «стеклянном потолке» и наличии позиций, где у них «нет шансов».

Интерес к вопросу гендерного равенства зародился на Западе около 15 лет назад: бизнес-сообщество осознало важность проблемы и начало генерировать проекты по поддержке женщин — от грантовых и образовательных программ до кампуса мам-стартаперов. Однако, по данным Hays, более половины — 52% — российских компаний по-прежнему ничего не делают для улучшения положения женщин, а транснациональные корпорации сталкиваются с трудностями и стереотипами при адаптации своих программ к местным реалиям. Тем временем есть исследования, подтверждающие наличие взаимосвязи между успехом компании и гендерным составом сотрудников.

Гендерное равенство как инвестиция

Исследование McKinsey «Деятельность на основе разнообразия» (Delivering though diversity), охватившее более тысячи компаний в 12 странах мира, показало, что доход компании с высокими показателями гендерного разнообразия выше среднего в своих отраслях на 21%.

Исследование Credit Suisse «The CS Gender 3000: вознаграждение за перемены» (The CS Gender 3000: the reward for change), проведенное в 2016 году, подтвердило, что для большинства инвесторов наиболее привлекательны компании, возглавляемые женщинами. Кроме того, у таких компаний рентабельность собственного капитала (ROE) на 19% выше, чем у компаний, возглавляемых мужчинами. Попутно исследование разрушило миф, что женщины топ-менеджеры препятствуют карьерному росту других сотрудниц. Оказалось, что в 55% случаев женщина предложит руководящий пост другой женщине. Кроме того, женщины-руководители в полтора раза чаще мужчин предлагают женщинам должность финансового директора.

Гендерный состав влияет не только на финансовые показатели отдельных компаний, но и на экономическое развитие целых стран. Всемирный банк ежегодно исследует, как изменения в законодательстве влияют на права женщин в 187 странах. В основе анализа лежит семь индикаторов: оплата труда, трудоустройство, возможность вести собственный бизнес, управление активами, пенсионное обеспечение, свобода передвижения, права женщин в рамках брака и воспитания детей. Из 39 стран, набравших в последнем рейтинге более 90 баллов (из 100), 26 имеют уровень ВВП более $12 тыс. на человека в год. Россия получила всего 73,13 балла. При этом самый низкий балл (25) у нее по критерию «оплата труда».

Удручающе выглядят и данные всемирного рейтинга «Индекс гендерного разрыва 2018». Россия занимает в нем 75-е место из 149, потеряв четыре позиции по сравнению с 2017 годом.

Одновременно с этим, согласно исследованию аудиторско-консалтинговой группы ФБК Grant Thornton, опубликованному 8 марта 2017 года, Россия занимает первое место в мире по числу женщин-руководителей (47% против 25% в других странах мира). При этом, по данным исследования Thomson Reuters, опубликованного в марте 2018 года, каждая четвертая деловая женщина в России и странах СНГ сталкивалась с проявлениями дискриминации на рабочем месте.

Что компании делают для женщин

Что мешает российским компаниям воспринимать гендерное равенство как инструмент капитализации? Безусловно, стереотипы и предубеждения, которые навязываются обществом как «нормы» пола. В соответствии с этими стереотипами женщина — «слабый пол» (зависимая, эмоциональная, безынициативная), мужчина — «сильный пол» (смелый, рациональный, умеющий принимать верные решения, в том числе что и как «должна» делать женщина). Действия, основанные на стереотипах, приводят к дискриминации женщин по гендерному признаку, в том числе в сфере трудовых отношений.

Многие международные компании и лидеры национального рынка понимают важность борьбы с этими стереотипами. Так, в головных офисах мировых корпораций Alcon, «Буарон», Mastercard работают менеджеры, отвечающие за вопросы инклюзии и соблюдения гендерного баланса. В этих компаниях также действуют программы для женщин, адаптированные к российским реалиям.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ