Материал раздела Основной

До копеечки: сколько заплатят компании за персональные данные россиян

Главный капитал человека в XXI веке — его персональные данные. За них борются соцсети, маркетологи, а иногда и мошенники. В Минсвязи уже заинтересовались, как рассчитать стоимость такой информации. А экономисты разработали универсальную формулу для этого

Сейчас невозможно полноценно существовать в социуме и не делиться при этом своими персональными данными. Рассказывать о себе нужно постоянно — и при походе к врачу, и при регистрации в новом приложении на смартфоне. Информацию о человеке используют во всех сферах. Для компаний — операторов персональных данных это не только удобный инструмент для изучения клиентов и повышения продаж, но и постоянная головная боль. Собрать информацию о человеке сравнительно легко, а вот уберечь ее уже сложнее. Если данные попадают в руки недоброжелателей, то это может плохо кончиться. В лучшем случае ваших клиентов начнут переманивать конкуренты, а в худшем — на них начнут оформлять кредиты. До сих пор оставалось неясным, как оценить ущерб, который нанесли человеку злоумышленники, завладевшие персональными данными, или недобросовестные операторы, которые не смогли их защитить. Какую компенсацию должен получить человек, если информация о нем утекла туда, куда не следовало?

Кроме того, очевидно, что в скором времени мы придем к тому, что за личную информацию и право ее обработки компаниям, которым необходимы базы персональных данных, придется платить нечто вроде арендной платы.

Группа российских экономистов, в которую входит и автор данной статьи (полный список ученых представлен в конце текста), разобралась, как рассчитать рыночную стоимость персональных данных. Их работу уже взяли на заметку в Минсвязи, а значит, в ближайшем будущем эту методику расчета могут использовать при утверждении госстандартов в этой сфере.

Сколько стоят данные гражданина

По нашим данным, ни в России, ни за рубежом оценку рыночной стоимости данных еще не проводили. Поэтому наша группа ученых взяла за основу свою методику расчета стоимости 1 Мб информации в структуре информационных систем. С ее помощью удалось определить, что информация о человеке приносит операторам персональных данных примерно 10% от общего дохода. Под операторами в таком случае понимают любые компании, которые собирают, обрабатывают и хранят информацию о человеке.

Модель компании, которая получает доход от персональных данных, ученые предложили переложить на государство. Это позволило определить универсальную формулу расчета стоимости информации о человеке как о гражданине конкретной страны, а именно: как 10% от удельного, соотнесенного на душу населения ВВП.