Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Как российским производителям обеспечить магазины местной клубникой зимой

Сельское хозяйство Статьи НЭО Центр
Объем рынка клубники в РФ в 2018 году составил 221 тыс. тонн, из которых почти 78% пришлось на местное производство. Однако зимой и весной в магазинах продается только импортная ягода, сообщается в исследовании «НЭО Центр»
Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Инна Гольфанд, партнер практики АПК компании «НЭО Центр»:

«Мы провели исследование рынка клубники в России, посвященное в том числе возможностям и перспективам выращивания этой ягоды на территории РФ. Сегодня рынок клубники в нашей стране далек от насыщения. Крупных промышленных производств — единицы. Недоступность клубники зимой и весной ограничивает объемы рынка. В результате мы получаем стабильный объем импорта на уровне 45–50 тыс. т. При этом современные тепличные технологии, например гидропоника и светокультура, позволяют выращивать клубнику круглогодично, тем самым удовлетворяя внутренний спрос с осени до весны и частично заменяя импорт.

Однако на сегодняшний день в России нет теплиц с досветкой для выращивания клубники — вместо них используются преимущественно укрывные технологии открытого грунта и пленочные теплицы. И даже у пленочных теплиц операционная рентабельность составляет 35–40%.

Уже в ближайшие годы возможен прирост мощности предприятий на 6 тыс. т в год за счет реализации заявленных проектов, но все они также не позволят заместить импорт ягоды зимой. По нашим оценкам, реальный потенциал для реализации проектов с учетом частичного импортозамещения клубники — 20–25 тыс. т.

Для новых игроков рынка существует возможность реализации проектов с использованием современных тепличных технологий, которые сделают возможным круглогодичное выращивание клубники. Эти инвестпроекты позволят частично заменить импорт и создать новые объемы потребления в зимний период».