РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какие задачи корпоративного обучения решают новейшие VR-устройства

IT Инновации HR Статьи РБК
Во 2-м квартале 2019 года инвестиции в VR в мире, по данным Digi-Capital, достигли $346 млн. Развитие технологии позволяет бизнесу решать старые задачи обучения по-новому, пишет Денис Тамбовцев, преподаватель «Нетологии», креативный директор Modum Lab
Фото:Sergio Perez / Reuters
Фото: Sergio Perez / Reuters

Проблема № 1. Недостаток тактильных ощущений

VR сегодня активно применяется при обучении, повышении квалификации персонала, отработке регламента действий в сложных и чрезвычайных ситуациях. В последнем разработчики и бизнес видят большие перспективы: ведь часто сотрудники компаний невнимательно изучают инструкции, к примеру по пожарной безопасности, из-за слабой мотивации, а также неумения видеть связь между своими действиями и возникновением несчастных случаев. Несоблюдение регламента может привести к поломке оборудования, крупным финансовым потерям и человеческим жертвам.

В 2019 году белорусские разработчики из компании Teslasuit выпустили последнюю версию костюма с тактильной и обратной связью. В обтягивающий костюм, похожий на водолазный, встроены электроды. Поэтому он не просто переносит пользователя в виртуальную среду, но и позволяет ощущать всевозможные вибрации, симулирует ожоги и травмирование.

Костюм работает в паре с компьютером, который не присоединен проводами и анализирует движения человека на расстоянии. Биометрия передает данные об учащенном дыхании, пульсе, потоотделении. Эти признаки могут свидетельствовать о начале паники у обучаемого.

Где можно применить устройство

Костюм можно использовать для тренировок спасателей, медиков и других специалистов, от которых требуется быстрая и слаженная работа. Сейчас разработку тестируют при реабилитации пациентов, перенесших инсульты и инфаркты.

Проблема № 2. Отсутствие универсальных устройств для работы с мелкой моторикой

AliExpress еще в 2017 году запустил в России сеть VR-магазинов, позволяющих изучать ассортимент магазинов и делать покупки. Однако товары в этих магазинах нельзя потрогать.

На рынке уже появились разработки, которые решают проблему.

1. Перчатки для трекинга

Человек в VR-очках, надевший перчатки, может не только рассмотреть, но и потрогать предметы. Все самые известные модели перчаток с такими функциями выпустили компании Breq Labs и Noitom в 2018 году. В реальности большинство из них пока еще находятся в «зачаточной» стадии и далеки до готового универсального продукта.

2. Моушен-контроллеры, которые идут в комплекте со шлемами виртуальной реальности

Альтернативой перчаткам для взаимодействия с предметами в VR принято считать моушн-контроллеры, которые идут в комплекте с такими очками, как HTC Vive, Oculus Quest. Возможностей данных устройств хватает, чтобы закрыть множество потребностей в сфере систем управления.

Один из многообещающих вариантов развития концепции моушен-контроллеров — устройства управления из комплекта VR-шлема Valve Index, появившиеся на рынке в 2019 году.

Устройство работает так: человек надевает шлем VR, берет в руки моушен-контроллеры и переходит в иммерсивную среду. Инновационность этого устройства состоит в том, что оно оборудовано трекингом пальцев и 87 сенсорами, которые позволяют максимально точно отслеживать положение каждого пальца и силу сжатия. Ранее отслеживание точного положения каждого пальца в VR было невозможно.

Где можно применить устройства

Помимо ретейлеров подобные устройства нужны компаниям, сотрудники которых должны уметь обращаться с мелкими деталями — например, при сборке и обслуживании оборудования, проектировании, проведении виртуальных экскурсий.