РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Сергей Фоменков

Да как он мог! Бывший сотрудник создал компанию-конкурента

HR Кейсы РБК
Уход сотрудников и последующий запуск ими собственных проектов — обычное явление практически для любой сферы бизнеса. Часто это наносит серьезный ущерб компании. Как предупредить такое событие или минимизировать его вред

Аналитики Salesforce Research выяснили, что каждый год бизнес теряет до 20% клиентской базы из-за ухода клиентов вслед за уволившимися сотрудниками. Но некоторые не ограничиваются этим, а открывают новые компании, создавая конкуренцию бывшему работодателю.

Что гонит в свободное плавание?

Причин, по которым специалисты решают отправиться в свободное плавание, три.

  • Во-первых, обида и убеждение работника, что прежнее руководство недостаточно ценило его.
  • Во-вторых, специалист считает, что перерос «работу на дядю» и уже созрел для открытия своего дела.
  • В-третьих, бывают случаи, когда уже при трудоустройстве работник заряжен на создание бизнеса и рассматривал вашу компанию как испытательный полигон или место, где можно поучиться и поэкспериментировать за чужие деньги.

Итак, сотрудник решил открыть свою фирму, которая станет конкурентом вашей. В этой ситуации у владельца бизнеса два пути:

  1. смириться с этим и отпустить;
  2. попытаться помешать.

Пожелать удачи

В первом случае остается пожелать удачи будущему бизнесмену и предотвратить возможные риски — в частности, добиться, чтобы он подписал договор о неразглашении конфиденциальной информации. Еще лучше, если такой документ был подписан при приеме на работу. В него стоит внести, например, пункты, обязывающие сотрудника после увольнения в течение определенного срока не работать по профилю компании, не устраиваться к конкурентам и т.д., а также не использовать клиентскую базу вашей компании и другую информацию, полученную во время работы у вас. Эти договоренности, скорее всего, нужно будет подкрепить рублем. Но, как показывает практика, эти затраты оправданны.

Само собой, сразу после увольнения нужно отключить сотруднику доступ к важным данным и CRM, сменить все пароли, которые были ему известны. Это стоит сделать, даже если вы расстаетесь полюбовно, чтобы избежать возможных неприятных последствий в будущем. Чтобы ни у кого не было даже соблазна похитить информацию или навредить вашему бизнесу.

В свое время, покидая компанию Gett, в которой я был генеральным директором и стартап-менеджером, я взял на себя обязательство в течение года не устраиваться на работу к конкурентам, не консультировать их и не давать никаких комментариев относительно этого бизнеса в СМИ. За этот год ко мне обращались многие компании — и российские, и зарубежные — с просьбой о консультациях по разработке программы и запуску бизнеса, однако, несмотря на заманчивые вознаграждения, я отказался.

Если вы решили полюбовно разойтись с бывшим сотрудником, не чувствуете в нем потенциального конкурента, то смотрите на него как на союзника. Тогда его бизнес-амбиции могут сыграть вам на руку. Например, его можно будет привлекать в качестве подрядчика или партнера для реализации совместных проектов, если это позволит сделать профиль компании, которую он создаст. В этом случае у вас будет надежный и хорошо знакомый исполнитель, который уже доказал свой профессионализм.