РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Инвестиции

IPO vs DPO: как компании выходят на биржу

Финансы Финансы и бухгалтерия Статьи РБК
Какие способы привлечения капитала используют крупные компании и чем отличается DPO от IPO, рассказал эксперт «РБК Quote» Андрей Сафронов

IPO: как это работает

Когда крупная компания готовится выйти на биржу и провести IPO (initial public offering — первичное размещение ценных бумаг), она выпускает новые ценные бумаги, которые потом будут продаваться. Если продажи идут плохо и стоимость акций падает, размывается весь капитал компании: ценных бумаг стало больше, а привлечь эквивалентное количество средств не удалось. Поэтому чтобы снизить риски, компания обращается к андеррайтерам — банкам, которые готовы выступить в качестве гаранта продажи ее акций. Как правило, это инвестиционные банки, такие как Goldman Sachs, Citigroup, JPMorgan или Morgan Stanley.

Для банков-андеррайтеров появление новых компаний на бирже — один из основных способов заработать на комиссии. Они самостоятельно выкупают акции у выходящей на биржу компании, чтобы потом их перепродать инвесторам и получить комиссию. Они готовят IPO, проводят анализы, назначают стоимость одной акции и при этом общаются с большим количеством потенциальных инвесторов, пытаясь заручиться их финансовым участием. Это и есть первичное размещение, после которого ценные бумаги оказываются в свободном плавании на бирже.

Проведение прямого листинга, DPO (direct public offering), устроено иначе.

IPO и DPO: в чем разница

В отличие от IPO в случае с DPO компания не прибегает к услугам банков-андеррайтеров и не проводит роуд-шоу — презентации для инвесторов, цель которых — объяснить, почему ценные бумаги именно этого эмитента выгодно приобретать. Поэтому для проведения прямого листинга компания должна быть хорошо известна инвесторам, чтобы в ее бизнесе не приходилось разбираться.

Но главное — при DPO компания не выпускает новые акции. В продажу поступают те ценные бумаги, которыми обладают нынешние акционеры. Стоимость таких акций определяет рынок: у них нет стартовой цены, с которой они начинают торговаться. Это позволяет компании сэкономить и дает ей независимость, но повышает риски.

Кейс: Как прошло размещение акций Spotify

В 2018 году шведский сервис потокового аудио Spotify провел DPO. В первый день торгов стартап оценили в $26,5 млрд. Акции музыкального сервиса торговались по $149 за штуку. Это было одно из десяти крупнейших технологических размещений по итогам первого дня.
В следующие месяцы акции росли и к январю достигли отметки в $190, хотя акциям Spotify после прямого листинга предсказывали постоянные колебания цены, а не стабильное движение вверх.

Некоторые увидели в Spotify пузырь, который рано или поздно лопнет, потому что цена компании слишком завышена. Во второй половине 2018 года он действительно лопнул. За несколько месяцев акции потеряли все накопленное с момента выхода на биржу, а затем опустились еще ниже. Spotify удавалось наращивать выручку, но избавиться от убытков не получалось. Сервис активно вкладывал деньги в увеличение числа специалистов и разработку новых технологий, которые могли бы дать ему преимущество перед конкурентами. Но тратил Spotify больше, чем зарабатывал.

К концу 2018 года акции стримингового сервиса упали до $113. Но вскоре падение сменилось ростом — подешевевшие ценные бумаги начали активно раскупать. Сегодня бумаги Spotify стоят около $140 — это совсем недалеко от оценки в первые дни после DPO.

О том, как разработчик мессенджера Slack готовится к размещению на бирже и с чем он выходит к новым инвесторам, читайте в обзоре «РБК Quote».