РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Стоп-лист для франчайзера: как не превратиться в финансовую пирамиду

Менеджмент Инструкции РБК
Что можно, а что нельзя: Анжелика Третьякова, директор по развитию франшизы кофе-баров MY, рассказывает, как упаковать франшизу, определить ее стоимость и после продажи эффективно взаимодействовать с партнерами

На российском рынке сейчас больше 3 тыс. франшиз. Число компаний, избравших этот путь развития, каждый год растет — на 10% и выше. Бизнес-модель охватывает практически все сегменты рынка, включая самые неожиданные. Например, существует франшиза фирмы, которая конструирует приборы, фиксирующие челюсть и устраняющие звуки храпа.

С ростом популярности франчайзинга в среде предпринимателей стали появляться услуги по «упаковке» любого бизнеса в франшизу и даже созданию такой компании с нуля. Это отчасти поспособствовало появлению на рынке «лжефраншиз». Они продают доверчивым покупателям красиво упакованный «воздух».

Популярность франчайзинга неудивительна: он позволяет расширить присутствие бренда на рынке, по сути, за чужие деньги, заработать на продаже бизнес-технологии и получать пассивный доход от партнеров. Но чтобы франшиза действительно развивалась и приносила прибыль всем участникам сделки, ее нужно правильно разработать.

Из чего состоит франшиза

Главная составляющая франшизы — это бизнес-модель, своего рода технология предпринимательской деятельности. Прежде чем выходить на рынок, необходимо разбить все процессы, обеспечивающие жизнедеятельность компании, на составные элементы, а затем описать каждый из них максимально простым и понятным для партнеров языком.

Пакет для франчайзи состоит из брендбука, стандартов выполнения технологических процессов, финансовой модели и других документов, которые регламентируют работу. Например, бизнес-модель кофейни — это:

— регламент открытия нового заведения (сметы, финансовые модели, руководства по поиску и оценке локации, план-график открытия и т.д.);

— регламент обучения партнеров и их персонала (теория, практика, методические пособия);