РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Мария Зюляева и Кристина Шунова

«Натуральный», «эко» или «органик»: как пройти сертификацию

Ретейл Право Маркетинг Статьи Deloitte
За последние десять лет на российском рынке потребительских товаров появились бренды, позиционирующие свою продукцию как «натуральную», «эко» или «органик». Рассмотрим, чем отличаются существующие экомаркировки, как и зачем бизнесу проходить сертификацию

Можно ли доверять «натуральным», «эко» и «органик» продуктам?

Формулировки и графические изображения, заявляющие о том, что продукт «натуральный», «эко» или «органик», могут быть подтверждены третьей стороной, которая проверяет соответствие продукта или процесса производства требованиям определенного стандарта. В этом случае в качестве третьей стороны выступает орган по добровольной сертификации, присваивающий экологическую маркировку.

Если производитель хочет подчеркнуть особый подход к производству товара, который имеет менее негативное воздействие на окружающую среду, он должен соблюдать правила государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р ИСО 14021–2000) в части самодекларируемых экологических заявлений. Согласно этому стандарту, не допускается использование экологических заявлений с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками, подразумевающими, что продукция экологически полезная или экологически благоприятная. В заявлении нельзя использовать такие формулировки, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «зеленая», «благоприятная для природы» и «благоприятная для озонового слоя».

Согласно ГОСТ Р 56104-2014, маркировка «органик» для пищевых продуктов применима, когда она подтверждается соответствующим сертификатом. Для того чтобы его получить, необходимо соблюдать правила органического производства, такие как:

  • отказ от веществ, запрещенных к использованию в органическом производстве на территории Российской Федерации (генно-модифицированные организмы, наноматериалы и наночастицы);
  • отказ от веществ, способных имитировать утерянные при обработке или нехарактерные свойства продукта.

Сейчас сертифицируют разные категории товаров, чаще всего:

  • продукты питания,
  • косметические товары,
  • хозяйственно-бытовые товары,
  • детские товары.

Старые игроки адаптируются к новым реалиям бизнеса

Компании используют внутренние или внешние решения.
Внутренние решения включают внедрение собственных линеек сертифицированных продуктов и сертификацию существующих продуктов, что часто требует изменения состава или в зависимости от сертификата изменения всего производственного процесса.
Внешние решения — это проведение сделок слияний и поглощений. Например, в 2018 году компания L’Oreal купила производителя натуральной косметики Logocos Naturkosmetik (бренды Logona, NeoBio, Sante сертифицированы BDIH), а Nestle — производителя натуральных добавок Atrium Innovations (сертификация USDA organic).

Процедуры в рамках добровольной сертификации товаров

  1. Производителю необходимо выбрать сертифицирующий орган и направить заявку о сертификации на рассмотрение в требуемой им форме.
  2. Когда заявка на сертификацию одобрена, компании-производителю необходимо подготовить документацию и запросить всю другую, необходимую сертифицирующему органу информацию, у своих поставщиков.
  3. После того как орган по сертификации проверит документы, компания должна пройти аудит производства, который направлен на контроль выполнения требований сертификации и может включать в себя:
    — очное посещение производственной площадки инспектором,
    — проведение интервью с сотрудниками площадки,
    — оценку инспектором производственных условий.
  4. По окончании аудита инспектор представляет отчет о проверке органу по сертификации. На основании отчета и других материалов, предоставленных компанией сертифицирующему органу, принимается решение о выдаче сертификата.
  5. После получения сертификата за производителем будет осуществляться инспекционный контроль.

Что необходимо учитывать при принятии решения о сертификации

  1. Добровольная сертификация отразится на маржинальности продукта. Хотя, согласно исследованию Deloitte 2019 года, 21% потребителей готов покупать экотовары, даже если они существенно дороже аналогов, не имеющих экомаркировки, некоторые производители рассматривают эти издержки как инвестиции и не перекладывают их на покупателя.
  2. Итоговая стоимость сертификации для производителя будет зависеть в том числе и от количества ингредиентов в сертифицируемых продуктах, и от того, насколько масштабные изменения производственного процесса и сопутствующих процессов потребуются, чтобы соответствовать требованиям сертификации.
  3. Большинство потребителей не знакомы с особенностями сертификации, поэтому компании должны просвещать потребителей и быть готовыми, что на формирование более высокого спроса потребуется время. Производители могут объединять усилия, чтобы просвещать потребителя в области экологически чистой продукции. Например, в 2007 году крупнейшие производители экологически чистой косметики Wala, Laverana, Weleda создали сертификат Natrue, который сегодня охватывает более 270 брендов более чем в 30 странах.
  4. Если производитель планирует экспортировать продукцию, то выбирать орган по сертификации нужно с учетом региона экспорта. Например, в Европе распространена сертификация по стандартам COSMOS ORGANIC и COSMOS NATURAL. На упаковку помещается логотип сертифицирующего органа с указанием типа стандарта. В Германии по этому стандарту сертифицирует BDIH, в Италии — ICEA, во Франции — Ecocert и Cosmebio, в Великобритании — Soil Association. Маркировка COSMOS подтверждает, что:
  • используемое сырье было выращено в контролируемых условиях и собрано под биологическим контролем в местах естественного произрастания;
  • в составе нет генно-модифицированных компонентов и продуктов нефтепереработки;
  • продукция не тестируется на животных.

Европейские стандарты COSMOS NATURAL и COSMOS ORGANIC отличаются процентным соотношением органического сырья к обычному.

В США популярен национальный органический стандарт Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов Америки — USDA Organic (US Department of Agriculture). Он распространяется в основном на продукты питания, косметические и бытовые средства. Для того чтобы получить сертификат USDA Organic, необходимо подтвердить соответствие требованиям Национальной органической программы США. Например, сертификат USDA для маркировки «органик» предъявляет общие требования к выращиванию и использованию органического сырья и запрещает использовать синтетические удобрения, продукты генной инженерии и радиацию.

Российский сертификат «Листок жизни» соответствует международным требованиям и стандарту ISO 14024, принятому и введенному в действие Госстандартом России. Требования к получению этого сертификата во многом схожи с требованиями международных стандартов, например, внимание уделяется соответствию законодательным требованиям охраны окружающей среды, пожарной безопасности, промышленной безопасности и охраны труда в той стране, где находится производство. Для сертификации нужны ресурсы, поэтому некоторые компании начинают с использования сертифицированных ингредиентов вместо сертификации целого продукта. В ближайшие годы рынок сертифицированной продукции, в том числе на территории России и СНГ, продолжит развиваться.

Преимущества добровольной сертификации и использования экомаркировки для бизнеса

  1. Экомаркировка — дополнительное подтверждение качества продукции. Ее наличие может стать конкурентным преимуществом и укрепить позитивное позиционирование бренда на рынке.
  2. Производство с меньшим негативным воздействием на окружающую среду подразумевает снижение потребления энергии, воды, сырья и уменьшение количества отходов. Это в свою очередь также позволяет сократить производственные издержки.
  3. Компании, прошедшие добровольную сертификацию и планирующие выходить за переделы российского рынка, получают больше шансов на признание на международном рынке, где спрос на экологически чистую продукцию намного выше.
  4. Компании, сертифицирующие свою продукцию, выходят на активно развивающийся рынок экологичных товаров и услуг, росту которого способствует повышение уровня общественного самосознания в сфере ответственного потребления, а также стремление потребителей вести более здоровый образ жизни. Активный рост рынка сертифицированной продукции создает благоприятную среду для появления новых игроков, в том числе компаний, производящих или продающих только сертифицированную продукцию.