РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

ПредПосылки для скачка: что будет с доставкой интернет-покупок завтра

Ретейл Логистика Интернет-торговля Статьи РБК
С ростом e-commerce логистика интернет-покупок будет становиться все более значимой отраслью экономики. Разбираемся, почему доставщики зарабатывают больше интернет-магазинов и не пора ли уже переквалифицироваться в курьера
В развитых странах логистические комплексы растут с той же скоростью, с какой когда-то открывались гипермаркеты и торговые центры, а лучшие умы борются над проблемой «последней мили» — самого сложного и затратного этапа логистики. Доставка интернет-покупок — это уже колоссальный рынок в мировом масштабе, в 2018 году только Amazon потратил на нее на 27,6% больше, чем годом ранее — $27,7 млрд. Для сравнения: по среднегодовому курсу это почти равняется годовой выручке РЖД.

Компании активно ищут решения для увеличения скорости и охвата доставки, минимизации расходов. Тот же Amazon в 2018 году запустил программу Partner Service Delivery, которая работает с предпринимателями — помогает им арендовать фургоны с логотипом Amazon, получать скидки на топливо и пр. (фактически, работа по франшизе). Недавно в рамках проекта компания стала предлагать своим сотрудникам $10 тыс. на открытие своего дела в сфере доставки. Если сотрудник решит ради этого уволиться, компания обещает также выплатить ему три зарплаты. Другие компании ищут свои решения, к примеру, Zalando, один из крупнейших онлайн-ретейлеров Европы, стремящийся «стать Netflix в мире моды», чтобы частично разгрузить свои службы, стал предлагать своим партнерам (одежным сетям) самим собирать и выдавать заказы в своих магазинах.

Доставка интернет-покупок расширяет форматы и превращает логистику во все более значимую сферу экономики. Например, во Франции, по прогнозу, к 2022 году в этой отрасли появится 540 тыс. новых рабочих мест, притом что нынешнее число занятых составляет 1,9 млн человек.

В России рынок доставки интернет-покупок также растет, и явно его ждут большие перемены. В свои проекты в этой сфере уже инвестируют Сбербанк и X5 Retail Group, и вполне возможно, что он будет привлекать все больше инвестиций со стороны непрофильных компаний.

Михаил Бахарев, директор службы доставки Boxberry

«Последние три года электронная коммерция прирастала стабильно более 20% в год в числе заказов. Но рынок доставки в России развивается быстрее рынка e-commerce. Например, Boxberry прирастает на 64–68% ежегодно, прогноз на текущий год — 77%. Такой высокий показатель обеспечивается увеличением числа заказов как на внутреннем рынке, так и на международном направлении».

Закажи семь — купи один

По мнению некоторых экспертов, логистика интернет-покупок сегодня более выгодный бизнес, чем сама интернет-торговля. Причины: малая доля заказов prepaid, в результате чего ретейлеры терпят убытки из-за невыкупленных заказов, показатель которых считается низким, если составляет менее 10%. При этом их доставку они все равно вынуждены оплачивать.

Для зарубежных ретейлеров головной болью, по сути, являются только возвраты, особенно с учетом того, что их периодически ловят на уничтожении возвращенных товаров и они находятся под пристальным вниманием экологов. Не случайно появляются приложения для виртуальной примерки и т.д. Однако необходимость предоплаты способствует тому, что клиент будет себя ограничивать, тем более что политика возвратов далеко не у всех такая свободная, как у Amazon. Есть, например, компании, которые возвращают деньги только на виртуальный счет магазина (за исключением товаров ненадлежащего качества).

Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт»

«На российском рынке e-commerce зарабатывают только логисты. Отсутствие интереса к модели prepaid ставит предпринимателей в положение, когда часть заказов остаются невостребованными, что, в свою очередь, формирует издержки, которые закладываются в стоимость товаров. В наступившую эпоху высокоскоростного интернета, быстрой и бесплатной доставки, ретейлеры сами загоняют себя в угол, в ситуацию, когда барышня из Кинешмы разрушает их бизнес.

Все просто: модница-кинешемка заказывает себе в интернет-магазине 25 платьев с намерением купить одно после примерки. И вот шестеренки закрутились, посылка едет в Ивановскую область, а потом возвращается обратно почти нетронутой. За все «путешествия» платит продавец. А Серега, друг нашей барышни, заказал в трех разных интернет-магазинах одну и ту же дрель, но выкупит только ту, с которой курьер приедет быстрее всех. А потом просто не будет отвечать на звонки. И в этом случае за все «путешествия» опять же платит ретейлер. Некоторые маркетплейсы пытаются исправить положение дел, предлагая бесплатную доставку за определенный процент выкупа и т.п. Но кардинально исправить ситуацию может только развитие «культуры предоплаты». К которой, из-за определенной избалованности, отечественный покупатель на ментальном уровне не готов. Это, возможно, продиктовано историческим бэкграундом 90-х с засильем мошенников. Западная же интернет-коммерция в подавляющем большинстве заказов рассчитана на предоплату. В России могло бы быть так же, но «Аннушка уже разлила масло».

Не считая этого момента, на российском рынке доставки из интернет-магазинов наблюдаются те же некоторые тренды, что и в целом на мировом рынке:

  • Рост доставки по аутсорсингу и постаматов.
  • Объединение доставки с другими сервисами.
  • Уберизация и роботизация

Пройдемся подробнее.