РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Джим Уайтхерст — РБК: «Работа лидера напоминает ремесло садовника»

Менеджмент Статьи РБК
Президент Red Hat, которую в июле за $34 млрд купила IBM, управленец, который вывел из банкротства Delta Air Lines, объяснил, почему разрешает сотрудникам не выполнять своих указаний и отчего дружелюбные дискуссии не приводят к хорошим идеям
Джим Уайтхерст
Джим Уайтхерст (Фото: David Paul Morris / Bloomberg)

Кто такой Джим Уайтхерст

Президент и генеральный директор компании Red Hat — разработчика самой популярной коммерческой операционной системы, построенной на ядре Linux. Компания работает по необычной модели — создавать коммерческие продукты с открытым кодом помогает обширное сообщество разработчиков-энтузиастов. Необычна и ее система управления: Red Hat — так называемая открытая организация, где в принятие решений вовлечены не только директора, но и широкий круг рядовых сотрудников: мнению каждого придается разный вес в зависимости от его вклада в работу над предыдущими продуктами. Бизнес компании несколько лет подряд показывал быстрый рост, и в июле ее приобрела за $34 млрд IBM. Эксперты прогнозируют, что покупка выведет ИТ-гиганта из четырехлетнего застоя, а Джим Уайтхерст вскоре станет новым главой IBM. До работы в Red Hat блестящий управленец был директором по операционной деятельности Delta Air Lines — считается, что в 2005–2007 годах он спас бизнес авиакомпании после банкротства. Джим Уайтхерст поделился с РБК секретами менеджмента в открытой организации.

«Проблема с демократией в том, что самые популярные идеи не обязательно лучшие»

— Ваша компания задействует таланты и энергию обширного числа разработчиков-энтузиастов, работающих не ради денег. Как создать такое сообщество?

— Тут важно осознать, что компания не только пользуется трудами этого сообщества, но и создает им добавленную стоимость. Мы не только берем у сообщества, но и даем ему. В разработку любого продукта, в которой участвуют энтузиасты, мы вносим самый значительный или как минимум второй по значению вклад. Кроме того, мы в некоторых случаях платим за работу разработчикам из сообщества, и поэтому они не видят ничего плохого в том, что мы извлекаем прибыль из этих продуктов. Важно установить такое взаимовыгодное сотрудничество.

— В своей книге вы пишете, что работа в Red Hat построена на принципе меритократии. Почему меритократия лучше, чем даже демократия?

— В компании, где много сотрудников, люди различаются по своему опыту и взглядам. Проблема с демократией в том, что самые популярные идеи не обязательно лучшие. В системе, которую мы построили в Red Hat, мы отмечаем, какой вклад те или иные сотрудники вносят в разработку продуктов. В итоге мнение сотрудников, которые вносят более важный вклад, имеет больший вес, чем мнение их коллег. При этом мы понимаем, что у сотрудников есть свои сильные и слабые стороны — у кого-то мощный технический ум, но при этом не слишком хорошее понимание, будет ли конкретный продукт пользоваться популярностью на рынке. Одновременно такая система мотивирует людей вносить наибольший вклад в разработку продукта, поскольку таким образом они приобретают репутацию людей, к чьему мнению стоит прислушиваться. В этом смысле меритократия лучше, чем демократия.