РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Мобильный террор: как сервис доставки разозлил курьеров

Услуги Статьи Bloomberg
У приложений, позволяющих работникам выполнить заказ, если у них есть время и желание, нашелся серьезный минус: исполнители могут просто отказаться от работы. Сервис доставки Instacart решил хитро обойти эту проблему, но оказался в центре скандала
Фото:Jack Sachs / Bloomberg Businessweek
Фото: Jack Sachs / Bloomberg Businessweek

Когда кто-то делает новый заказ в приложении для доставки продуктов Instacart, программа информирует ближайшего «профессионального покупателя» (так в компании называют работника, который соберет и доставит заказ). На телефон потенциального исполнителя отправляется уведомление с зеленой кнопкой «Принять», сопровождаемое специфическим звуковым сигналом. Но даже если сотрудник решит, что этот заказ не стоит его времени и стараний (предполагается, что «профессиональные покупатели» могут принимать и отклонять заказы по своему усмотрению), то программа, скорее всего, не даст ему возможности отказаться.

Работники вынуждены переводить телефон в беззвучный режим, закрывать приложение или на протяжении четырех минут слушать не самый приятный писк, который одни сравнивают с сигналом гидролокатора подводной лодки, а другие называют похожим на звук от бомбы с часовым механизмом. Тем, кто предпочитает переждать, иногда приходится испытать неприятные ощущения заново: заказ может вернуться к тому же «профессиональному покупателю», если его проигнорировали все остальные. Чтобы избежать лишних переживаний, люди иногда просто соглашаются на работу, которую они не хотели выполнять, рассказывает Эрик Воллет, работник Instacart из Буффало, штат Нью-Йорк, который неоднократно сам принимал заказ, чтобы только не слышать надоедливый сигнал.

«Вам просто хочется побыстрее сбежать от этого звука», — причитает он.

Опрос нескольких дюжин работников Instacart показал, что четырехминутная звуковая атака — один из способов заставить людей принять низкооплачиваемый заказ, от которого те с радостью отказались бы. Сотрудничавшие с компанией рассказывают, что их изводили телефонными звонками и сообщениями, а также отправляли им устрашающие уведомления прямо в приложении. Они отмечают, что за отказ от нежелательной работы Instacart регулярно наказывает работников, ограничивая их доход и возможности заработка.

«У нас должна быть возможность просто сказать: «Я не хочу», и не получить за это штраф», — негодует Тереза Торнтнон, которая собирает заказы для Instacart в Миссури Сити, штат Техас.

Так же как и, например, Uber, сервис доставки продуктов считает работников подрядчиками, а это значит, что они лишены обычных трудовых прав и преимуществ. Компании нужно очаровывать инвесторов и завоевывать клиентов, так что во главе ее стратегии стоит постоянное снижение затрат.