РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Тренды обувного рынка: что, где и почему покупают россияне

Ретейл Одежда и обувь Исследования РБК
Агентство «РБК Исследования рынков» выяснило, как в 2018 году россияне покупали обувь, кто является главным импортером для российского обувного рынка и какие меры принимает государство для борьбы с подделками
Фото:Евгений Курсков / «Коммерсантъ»
Фото: Евгений Курсков / «Коммерсантъ»

Тенденции: кто и как покупает обувь в России

Дети, женщины, мужчины. На сегодняшний день сегмент женской обуви занимает 44,2% от всего объема рынка и составляет 337,8 млрд руб. На долю мужской обуви приходится 34%. Детская обувь (до 15 лет) занимает 21,8% всего оборота обувной розницы.

Коллективный и индивидуальный шопинг. 70% респондентов обычно совершают покупки вместе с женой или мужем, 37,2% — вместе с детьми, а 50,7% выбирают в том числе индивидуальной шопинг. Популярность коллективного шопинга приводит к доминированию обувных сетей, где представлена сразу мужская, женская и детская обувь. По данным исследования, 47 из 503 проанализированных обувных сетей специализируются исключительно на женской обуви, 4 — только на мужской и 37 — на детской.

Импорт. Почти половина импорта обуви в Россию в стоимостном выражении приходится на кожаную обувь. По итогам 2017 года объем поставок в данном сегменте составил $1,5 млрд. На втором месте — 24,3% — по объему ввоза находится обувь из резины и пластика, на третьем — 20,5% — текстильная обувь.

В натуральном выражении 47,6% всего импорта обуви в Россию в прошлом году пришлось на обувь из резины и пластика (около 115 тыс. т). Доли кожаной и текстильной обуви составили 21,7 и 17,3% соответственно. Доля ввезенной кожаной обуви в стоимостном выражении значительно больше, чем в натуральном, из-за высокой стоимости изделий.

Существенный рост объема поставок наблюдается по всем рассматриваемым категориям импортируемой обуви. Так, объем ввоза обуви из резины и пластика, а также кожаной и текстильной обуви вырос на 38-40% в натуральном выражении. Подобная статистика говорит о несостоятельности стратегии импортозамещения в обувной промышленности, по крайней мере на данном этапе. Развитие смежных отраслей (кожевенная промышленность, производство компонентов для создания обуви) внутри страны позволило бы снизить импортозависимость российских производителей от зарубежного сырья и компонентов и сделать отечественную продукцию более конкурентоспособной. Для поддержания кожевенной и обувной промышленности государство приняло решение о запрете вывоза из России кожевенного полуфабриката, которое вступило в силу в 2014 году и продлевается каждые полгода.

В 2017 году наблюдается рост импорта обуви в Россию по всем ведущим странам-экспортерам. Наиболее заметно в стоимостном выражении выросли поставки из Китая (40,5%), Италии (32,6%) и Беларуси (24,8%). Китай остается ключевым импортером обуви в Россию: на него приходится 75,6% поставок (в натуральном выражении). Доля страны в импорте в стоимостном выражении составила лишь 52%. Таким образом, из Китая в Россию поставляется обувь преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов. На долю Вьетнама и Беларуси приходится соответственно 4,7 и 5,1% импорта в натуральном выражении. Из Италии поставляется самая дорогая обувь.