РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Денис Петрунин

Как стабильному автодилеру укрепить свои позиции в кризис

Автопром и дилеры Статьи РБК
Авторынок переживает кризис. Продажи автомобилей за полгода упали. Предложение вдвое превышает спрос. Для стабильных игроков рынка пришло время урезать расходы, выгодно покупать перспективные активы и бороться за клиентов всеми способами

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей за шесть месяцев 2019 года снизились на 2,4%, до 828,75 тыс. штук. Еще сильнее продажи просели в июне — на 3,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до 151,18 тыс. штук. Тем временем цены на новые автомобили, согласно подсчетам «Автостата», за полгода выросли на 12%. Одновременно подорожали автомобили с пробегом.

О состоянии авторынка

Уже сейчас можно говорить, что по итогам года продажи новых автомобилей могут снизиться на 5–7%. Покупательский интерес немного взбодрит возобновление программы господдержки. Однако для перехода к росту ее недостаточно.

Основные причины падения авторынка в первом полугодии:

  • повышение цен на автомобили,
  • снижение покупательской активности населения,
  • отсутствие масштабных программ поддержки, которые бы распространялись на достаточное количество автомобильных брендов,
  • отсутствие в стране глобальных инвестиционных проектов, стимулирующих рост продаж, вроде ЧМ по футболу или Олимпийских игр.

Кроме того, на авторетейл оказывают влияние общие экономические факторы: инфляция, рост НДС, повышение утилизационного сбора.

Перспективы дилерского бизнеса также во многом зависят от мер регулятора. К таким мерам можно отнести:

  • субсидирование отрасли,
  • дотации автопроизводителям от государства,
  • программы льготного кредитования,
  • создание единого реестра автомобилей и реестра ИТ-решений в автобизнесе — увеличение прозрачности бизнеса,
  • введение в перспективе обязательной регистрации залога движимого имущества,
  • рост налоговой базы,
  • снижение ставок по эквайрингу и пр.

Правительство не исключает вероятности того, что к концу 2019 года утилизационный сбор (единоразовый платеж, который уплачивается производителем, импортером или покупателем транспортного средства для того, чтобы профинансировать его утилизацию в соответствии с экологическими нормами. — «РБК Pro») на автомобили вырастет на треть. Предполагается, что часть платежей, получаемых за счет него, может быть направлена российским автомобильным предприятиям, поставляющим продукцию за рубеж. Рост утилизационного сбора отразится на стоимости новых транспортных средств: цены могут вырасти к концу года еще на 3–5%.

Вместе с тем в 2019 году россияне стали лучше обслуживать долги по автокредитам. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), на 1 марта 2019 года доля просроченной задолженности по автокредитам свыше 30 дней к общему объему действующих кредитов этого типа составила 8,5%, сократившись на 0,6 п.п. по сравнению с показателем на 1 марта 2018 года. Несмотря на это, в России сейчас достаточно высокий уровень закредитованности населения, поэтому банки закладывают в стоимость автокредитов возможные риски и цена займов растет. В результате увеличивается стоимость владения автомобилем. Это негативно влияет на продажи и рентабельность дилерского бизнеса.

Структура доходов автодилеров

Структура доходов автодилеров изменилась: произошло смещение спроса в бюджетный сегмент авторынка и в сторону автомобилей с пробегом.

Фото: РБК
Фото: РБК

В основе прибыли дилерских предприятий лежит кумулятивная маржа (сумма тех прибылей, которые генерирует продажа одного автомобиля за весь период его «клиентской жизни» — от продажи допоборудования, финансовых и сервисных услуг, кредитов, бонусов импортеров и пр.), а не доход непосредственно от продажи самого автомобиля.

Время покупать автосалоны

Потенциал автомобильного рынка до 2014 года был переоценен. Многие инвесторы, которые решили вложиться в автобизнес, понесли убытки. Одновременно из России ушел ряд брендов (Opel, Chevrolet, Ford).

Cейчас в стране пустует достаточно много дилерских центров, хотя порог входа в бизнес гораздо ниже, чем, допустим, пять лет назад. Поэтому вместо того, чтобы строить автосалон, дилер может купить готовый и при необходимости перепрофилировать под другой бренд. Это требует меньших вложений, чем строительство с нуля. Однако маржинальность бизнеса снизилась настолько, что и такие инвестиции окупаются более трех-пяти лет или не окупаются вообще.