Иногда кажется, что конкуренция в торговле, особенно розничной, достигла предела. Обилие и разнообразие товаров и сервисов, уровень обслуживания, обновление торговых помещений, акции — всем этим покупателя давно не удивишь. Одна из немногих сфер, где ретейлеру есть куда расти, — логистика.
Что сдерживает рост e-commerce
Чтобы изменить ситуацию, требуются новые подходы в логистике. Продавец должен быть готов обработать заказ еще до того, как клиент его сделал. Это особенно актуально в интернет-торговле. Согласно прогнозу Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, подготовленного для Национальной ассоциации дистанционной торговли, объем электронной торговли в России по итогам 2018 года составил 1,285 трлн руб. — это чуть более 4% от всего объема розничной торговли в стране. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на недавнем ПМЭФ привела более оптимистичные данные: по ее подсчетам, доля онлайн-продаж в рознице в России составляет 5,3%. Для сравнения: в Китае на интернет-торговлю приходится почти 24% от всего объема розничной торговли, в США — 14,3%.
Cогласно прогнозу Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, в 2024 году объем интернет-торговли в России может вырасти более чем вдвое — до 2,78 трлн руб. и 8,5% от всего объема розничной торговли. Однако аналитики отмечают, что последние три года количество пользователей интернета не растет, а значит, не растет и количество потенциальных покупателей. Сейчас это 41–51 млн человек, то есть не более 35–43% населения страны.