РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Андрей Савин

Неиссякаемый запас: как логистика подстроится под запросы ретейлеров

Ретейл Логистика Прогнозы РБК
Доставка заказов день в день остается редкостью, на прилавках магазинов не всегда бывают нужные продукты, а для ретейлеров логистика — одна из самых ресурсозатратных сфер бизнеса. Как новые подходы к логистике и прогнозирование спроса могут изменить рынок

Иногда кажется, что конкуренция в торговле, особенно розничной, достигла предела. Обилие и разнообразие товаров и сервисов, уровень обслуживания, обновление торговых помещений, акции — всем этим покупателя давно не удивишь. Одна из немногих сфер, где ретейлеру есть куда расти, — логистика.

Что сдерживает рост e-commerce

Чтобы изменить ситуацию, требуются новые подходы в логистике. Продавец должен быть готов обработать заказ еще до того, как клиент его сделал. Это особенно актуально в интернет-торговле. Согласно прогнозу Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, подготовленного для Национальной ассоциации дистанционной торговли, объем электронной торговли в России по итогам 2018 года составил 1,285 трлн руб. — это чуть более 4% от всего объема розничной торговли в стране. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) на недавнем ПМЭФ привела более оптимистичные данные: по ее подсчетам, доля онлайн-продаж в рознице в России составляет 5,3%. Для сравнения: в Китае на интернет-торговлю приходится почти 24% от всего объема розничной торговли, в США — 14,3%.

Cогласно прогнозу Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, в 2024 году объем интернет-торговли в России может вырасти более чем вдвое — до 2,78 трлн руб. и 8,5% от всего объема розничной торговли. Однако аналитики отмечают, что последние три года количество пользователей интернета не растет, а значит, не растет и количество потенциальных покупателей. Сейчас это 41–51 млн человек, то есть не более 35–43% населения страны.

Эксперты называют среди факторов, сдерживающих рост e-commerce в России, нежелание клиентов подолгу ждать свой товар. Так, менеджер по региональному развитию сервиса «Яндекс.Маркет» Роман Ануфриев на конференции E-Sib-2018 рассказал, что чем моложе аудитория интернет-магазинов, тем меньше времени она готова ждать доставку. Так, по словам Ануфриева, представители поколения Z (молодые люди в возрасте 19–23 лет), которые составляют 22% от общего числа российских покупателей, выбирают товар долго и придирчиво, но ожидают быстрой доставки. И если два-три года назад покупатели готовы были делать скидку на то, что товар едет издалека, то сейчас приемлемый срок доставки для многих из них сократился до одного-трех рабочих дней.

Ретейлерам необходимо стимулировать людей покупать чаще и больше. Для этого процесс покупки должен становиться все удобнее, а обработка заказов все быстрее. Как в июне рассказал РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, самым быстрорастущим сегментов товаров, которые покупают в Сети, в прошлом году стали продукты питания (рост в два раза), а их необходимо доставлять к покупателю свежими, а значит, быстро.

По мнению основательницы школы электронной коммерции iWENGO Юлианы Гордон, именно логистика — основной драйвер роста электронной коммерции.

Как торговые сети начинают прогнозировать спрос

Логистические компании будущего должны улавливать потребности клиентов не в момент обращения в интернет-магазин или агрегатор, а на этапе работы со складскими запасами, когда скачок спроса только ожидается.

Резкий рост спроса на определенный товар приводит к истощению его запасов и необходимости дозаказа партий. Современные технологии постепенно обучаются не просто анализировать тренды, но и предсказывать потребности покупателей. Проблема актуальна как для онлайн-, так и для офлайн-магазинов.

Торговые сети все активнее используют искусственный интеллект.

  • В начале июня «Магнит» подписал соглашение с корпорацией Microsoft. Вместе они разработают решение, которое будет анализировать покупки человека и предлагать ему персональные рекомендации. Так, торговая сеть сможет не только повысить уровень сервиса, но и научиться предугадывать потребности покупателей и заранее готовить к этому логистику.
  • В российском ретейле сервис персонализированных предложений, составленных на основе ранее совершенных покупок, уже используют сети «ВкусВилл» и «Азбука вкуса».

Использование искусственного интеллекта и «умных» логистических систем актуально в том числе для товаров, спрос на которые скачкообразен.

Все помнят, как во время чемпионата мира по футболу в России камеры выхватили из толпы на стадионе колоритных фанатов в кокошниках, которые тут же стали героями мемов и даже символом российских болельщиков. Спрос на кокошники моментально вырос, и их не осталось на полках магазинов. Даже бдительные производители сувенирной продукции не сумели предугадать скачок спроса и не были к нему готовы.

В перспективе «умные» системы должны отслеживать такие всплески и сообщать о них конечным продавцам, предлагая сделать заказ на перевозку.