РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как создать стоимость на сделке M&A. Руководство для покупателя

Право Инвестиции Инструкции PwC
Сделки приобретения позволяют компаниям расширить бизнес, но не всегда приносят прибыль. PwC провела опрос 600 руководителей из разных стран и выяснила, как покупателям избежать распространенных ошибок и максимизировать стоимость сделки M&A

Это второй материал по исследованию PwC «Рецепт успешной сделки». Прочитать первую статью серии «Как создать стоимость на сделке M&A. Руководство для продавца» можно по ссылке.

1. Определите четкую стратегию сделки M&A

Компании-покупатели должны четко понимать, где именно они хотят усилить позиции своего бизнеса или расширить его для достижения своих стратегических целей. Такой подход предполагает регулярный анализ рынка и поиск наиболее подходящих возможностей.

Олег Малышев, руководитель практики сопровождения сделок PwC в России, — о роли долгосрочной стратегии

«Ключевым фактором, определяющим успешность сделок слияний и поглощений на современном конкурентном рынке, является наличие долгосрочной стратегии, направленной на максимизацию стоимости. Спонтанные сделки, совершаемые на эмоциях, как правило, не приносят инвестору пользы, требуют дополнительных затрат и разрушают стоимость объединенного бизнеса. Такие вопросы, как долгосрочный эффект от сделки, потенциальная синергия, операционная интеграция, корпоративная культура, удержание персонала, требуют тщательного анализа до согласования ключевых параметров сделки».

2. Создание стоимости должно быть приоритетом

30% опрошенных организаций после совершения сделки сконцентрировались на ребрендинге. Но впоследствии компании признали, что эта задача не должна была быть первоочередной. Брендинг — важная составляющая, но еще важнее, чтобы бизнес строился на основе продуманного стратегического плана. Компании, которые изначально фокусируются на создании стоимости, добиваются намного лучших результатов. А среди сделок, где приоритет отдавался ребрендингу, почти половина оказалась провальной.

3. Проводите комплексную проверку объекта сделки

Компании-покупатели должны качественно проверять объект сделки, чтобы оценить, насколько потенциальная покупка соответствует стратегическим целям.

Марисса Томас, руководитель отдела сопровождения сделок PwC в Великобритании, — о внимательной проверке агента сделки.

«Умные покупатели основательно изучают возможности увеличения стоимости, а не просто выполняют стандартную финансовую и налоговую проверку объекта сделки».

Учитывая стремительный темп перемен во всех секторах, первостепенное значение приобретает техническая комплексная проверка бизнеса. Новые коммерческие возможности, основанные на технологических решениях, таких как монетизация данных, создание новых услуг или экономия затрат, со временем будут иметь все большее значение.

Хейн Маре, руководитель практики оказания услуг в области создания стоимости в отделе сопровождения сделок в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке PwC в Великобритании, — о подготовке к сделке M&A 

«Иметь план, что делать с активом в первые 100 дней после его покупки, непосредственно перед закрытием сделки уже недостаточно. У покупателей должен быть комплексный план увеличения стоимости за 30 дней до подписания сделки, чтобы в ходе комплексной проверки можно было протестировать все детали и приступить к заключению сделки и внедрению плана сразу после ее закрытия».

4. Уделяйте больше внимания интеграции

У компаний, которые выделяют ресурсы на интеграцию после сделки, больше шансов на существенное увеличение стоимости. Однако три четверти всех респондентов потратили на интеграцию до 10% общей стоимости сделки, из них почти половина потратила до 5%. Практически все компании, которые потратили на интеграцию меньше 5%, потеряли стоимость в результате сделки.