Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
В Азию — со своим бизнесом: почему западные подходы там не работают Интернет-торговля, 13:47 Власть холакратов: нужны ли начальники в современной компании Менеджмент, 13:10 Четыре способа предсказать скорую рецессию Финансы, 12:08 Почему растет популярность сервисов для знакомств IT, 10:00 Выгодная благотворительность: зачем компаниям нужны необычные управленцы Маркетинг, 09:58 Смотрите у меня! Как медиамагнаты ввязываются в бой с Netflix — Bloomberg IT, 09:14 Маленькие, но хищные: как нишевые бренды завоевывают рынок Маркетинг, 08:09 Как банки подстраиваются под новую методику оценки закредитованности Финансы, 08:01 Как электромобили и беспилотники меняют будущее энергетики Энергетика, 22 авг, 17:55 Как ГЧП работает в сфере здравоохранения Право, 22 авг, 17:12 Идеи из-за океана: от экопохорон до возрождения автоматов с газировкой Маркетинг, 22 авг, 16:01 «Внуки на час»: кто зарабатывает на росте продолжительности жизни Финансы, 22 авг, 14:52 Принцип дворовой команды — в прошлом: как навести порядок в компании Менеджмент, 22 авг, 13:40 Шелковый разворот: вернутся ли отечественные швейники на родину Промышленность, 22 авг, 12:29
 
0 
Дмитрий Водчиц Как табачникам отбиться от налоговых доначислений в суде
Право
Федеральная налоговая служба доначислила табачникам миллиарды рублей, посчитав, что они незаконно экономят на акцизах. Теперь перед табачникам стоит выбор — заплатить или попытаться отстоять права в суде. Во втором случае надо знать, что доказывать

В начале июля СМИ сообщили, что Федеральная налоговая служба (ФНС) доначислила табачникам 60 млрд руб. налогов. Доначисления получили российские подразделения Imperial Tobacco, British American Tobacco, Philip Morris International (PMI), а также «Донской табак».

Налоговики обратили внимание на резкий рост выпуска сигарет в четвертом квартале каждого года. Производители старались отгрузить товар аффилированным с ними дистрибьюторам по тем ставкам, которые действовали до нового года. Так они снижали налоговую нагрузку, рассказал «Ведомостям» федеральный источник.

Акцизная схемотехника

До 2017 года производители табака продавали под конец года в несколько раз больше продукции, чем в остальные месяцы. Однако в 2017 году начал действовать новый порядок определения акцизов. Согласно ему, если в каком-либо месяце производитель продает больше продукции, чем ежемесячно продавал в среднем в прошлом году, то он должен уплатить акциз по повышенной ставке.

После внесения изменений в налоговый кодекс в отрасли начались налоговые проверки. Последовали доначисления акцизов за прошлые периоды. Некоторые эксперты стали говорить о незаконности подобных решений инспекций Федеральной налоговой службы (ИФНС). Они основывались на том, что закон запрещает применять обратную силу к положениям Налогового кодекса РФ. Но налоговые органы не применяют новые правила исчисления акцизов к прошлым периодам.

В чем суть претензий ИФНС по делам табачников

На настоящий момент до суда дошло только одно дело. Это дело Погарской сигаретно-сигарной фабрики. В марте 2018 года налоговики обнаружили, что в декабре фабрика резко увеличивала реализацию табака взаимозависимому лицу — торговому дому. С января следующего года ставка акциза увеличивалась, а реализация снижалась до среднего уровня. Налоговики подсчитали, что компания не доплатила налогов на 800 млн руб.

Как налоговики доказали схему

Налоговый орган обвинил фабрику в необоснованной налоговой выгоде, применив Постановление пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ № 53 («Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»), а не измененную норму Налогового кодекса РФ (которая обратной силы не имеет).

ФНС выявила два момента.

1. Отсутствие реальности операций

  • Одновременно с договорами поставки табачной продукции фабрика заключала с покупателями договоры хранения продукции, в результате чего товар оставался у нее на складе.
  • Движения товара в адрес реального покупателя не происходило.
  • Основная часть продукции, купленной аффилированным торговым домом в декабре, через непродолжительный период возвращалась фабрике (обратная реализация).
  • У покупателей не было складов.
  • Все покупатели — взаимозависимые лица.

Налоговый орган сделал вывод, что отгрузка товара в конце года была формальностью, с помощью которой фабрика платила пониженные акцизы. Реальной передачи товара не происходило, он оставался у фабрики.

2. Отсутствие деловой цели

Налоговый орган также доказал, что иной цели кроме снижения акцизов отгрузка в конце года не преследовала. Но ключевой причиной доначисления стала сама позиция налогоплательщика.

Налогоплательщик заявил, что до внесения изменений в ст. 194 НК РФ (порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза) оптимизация налоговых обязательств путем отгрузки существенных объемов подакцизной продукции в последний месяц календарного года не противоречила действующему законодательству. То есть налогоплательщик искренне верил, что можно формально отгружать продукцию с целью снижения налоговых обязательств. Сам же в этом и признался. Это заявление и стало ключевым, когда налоговая доказывала отсутствие у отгрузки крупных партий товара деловой цели.

Суд встал на сторону налогового органа и применил положения Постановления Пленума ВАС РФ № 53.

Что делать табачникам

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ