РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Тимур Кульчицкий

Без иерархии: гениальный специалист не обязан быть хорошим менеджером

Менеджмент HR Статьи РБК
В любой компании найдутся специалисты, которые отлично понимают продукты и процессы, но при этом не имеют руководящих амбиций. Не давая им участвовать в определении стратегии и тактики компании, бизнес теряет огромный экспертный ресурс

Часто положение людей в корпоративной иерархии приравнивается к авторитету сотрудников. Однако гениальный инженер, как и любой другой специалист высокого класса, должен придумывать продукт, а не решать менеджерские задачи. Именно в этом его суперсила. Ему может быть неинтересно следить за календарем встреч, организовывать отношения с подрядчиками и заказчиками, выставлять счета и заниматься тем, чем бывает занят менеджер отдела. Умаляет ли это ценность его мнения? Следует ли отправить его получать MBA и заставить заниматься менеджментом? Вряд ли.

Авторитет специалиста и уважение к нему не равны его месту в корпоративной иерархии. Специалист вполне может оставаться на своей любимой работе и при этом делать ощутимый вклад в развитие компании. Отличный инженер или специалист поддержки знает про свою зону ответственности больше, чем региональный директор. Когда такие сотрудники предлагают свои идеи, скорее всего, они понимают, о чем говорят.

Как поможет принцип открытого кода

Многие современные открытые организации строятся по принципу сообщества открытого кода: кто-то высказывает удачную мысль, другой подхватывает, третий улучшает, еще десять человек добавляют свои ноу-хау. Так проект в итоге может стать продуктом компании.

Это реально работающий механизм. Чтобы реально оценить каждую идею, нужно сталкиваться с рабочими задачами ежедневно, понимать все их тонкости. У менеджмента на это часто нет времени, а порой — и компетенций. Если концепцию можно отстоять, ее принимает большая часть сообщества, значит, в ней есть смысл и стоит дать ей шанс.

Уважение к специалисту при этом не означает, что каждая его идея удачна и будет воплощаться. Но генерировать их, делиться ими, защищать — неотъемлемое право каждого сотрудника. Более того, возможность высказывать недовольство даже в резкой форме часто уберегает компании от ошибок. Если существуют веские основания полагать, что, например, у продукта плохой интерфейс, то сказать об этом — лучше, чем обходить острые углы и сохранять иллюзию, что все не так печально. Как показывает опыт, никто от критики не умирает, зато получается выпускать более качественные продукты.

В бизнес-культурах, в которых люди опираются на принципы открытого кода и дополняют друг друга, наибольшим влиянием, как правило, пользуются те, кто разрабатывает лучший код, генерирует новые идеи или обладает даром обнаруживать ошибки первыми. В таком принципе работы есть своя прелесть: должность оказывается не так важна, как понимание дела и здравый̆ смысл.

Как защититься от ошибок